Главная » Статьи » Ингушская литература [ Добавить статью ]

Жестокость укорачивает разум
Как же бессмысленно все то, что написано,
сделано и передумано людьми, если на свете
возможны такие вещи! До какой же степени лжива
и никчемна наша тысячелетняя цивилизация, если
она даже не смогла предотвратить эти потоки крови...
Эрих Мария Ремарк. На Западном фронте без перемен

Дух войны питает властолюбие, алчность, тщеславие и жестокость. Ее подручные орудия: ложь, бесстыдство, подлость, циничность, подлог и провокации. Посредством этих основных и вспомогательных средств человек и народ погружается в пучину греха. Потому и говорят: «Когда начинается война, Дьявол расширяет преисподнюю».*

Об этом слово истины эпопеи «Галгай» — боевой колесницы, в арсенале которой не оружие, а огромный кладезь антивоенных образов, картин, идей и символов. Ими Исса Кодзоев ведет шквальный огонь по организаторам войн всех времен.

Война ужасна, помимо всего прочего, и тем, что она часто побуждает человека совершать поступки, немыслимые и неприемлемые для него в мирное время. Царь Грузии Таймураз был вынужден отправить свою мать и двух сыновей в заложники ко двору персидского шаха Аббаса, чтобы спасти страну от его вторжения.**

Мужество и благородство царя Кахетии и Картли вне всяких сомнений, что он доказал также и отказом от требования Аббаса принять ислам. Раньше сына через десятилетнюю стезю истязаний плоти и, потрясающей воображение, стойкости духа прошла его мать — Кетевань, причисленная Грузинской Православной церковью к лику Великомучениц за веру. Вне зависимости от ее национальности и конфессии, такая преданность идеалам не может не вызывать восхищения.***

По преданиям Таймураз и Аже Ахк — вождь освободительного движения галгаев, были друзьями. Их дружба началась со спасения Ахком Таймураза от медведя на охоте, и окрепла в совместных боях. Отряды кахетинцев, сванов, хевсуров в едином строю с галгаями сражались против кабардинских захватчиков равнинной Галгайче (XVI — XVII вв.). В свою очередь, Ахк и его воители неоднократно участвовали в битвах Таймураза против Персии.

И. Кодзоев приводит еще более драматичную историю, когда война вынуждает человека своими руками убить того, кто ему близок и дорог. Разведчики галгаев Гетагаз и Пал схвачены монголами. Они пытаются принудить их стать проводниками. Пала, на глазах Гетагаза, запытали огнем, но он «был нем, как камень». В свою очередь, Гетагазу грозят с живого содрать кожу.Он отвергает измену и мысленно готовит себя к мукам, леденящим его сердце. Гетагаз молит Господа дать ему силы устоять. В это время и раздался крик:
— Ва, Гетагаз!
Все обернулись на голос и увидели девушку, стоящую на скале. Гетагаз, узнав свою невесту Зозо, обрадовался, рассмеялся.
— Ва, Гетагаз! Отвернись, Гетагаз! Я же сказала тебе, отвернись!
Он отвернулся, он понял... Сейчас-то!.. (2 : 211 — 213)

Шестым чувством Гетагаз осознал: пришло его избавление. В мозгу вспыхнула мысль, вместившая в единственное слово: «Сейчас-то!..» Писатель вложил в него целую гамму чувств, охвативших Гетагаза: радость, что Зозо избавит его от позора унижений и предсмертных мучений, восхищение ее мужеством, любовь, сожаление, благодарность и тоска прощания.

А как же Зозо?! Какие страсти бушевали в ее душе в те кратчайшие мгновения, пока выпущенная стрела неслась, чтобы поразить ее жениха? Ведь она всадила ее не только в сердце любимого человека, но и пробила ею свою душу, и до самой смерти ей не забыть тот страшный миг... Зозо было невмоготу стрелять в него, видя его глаза. Не могла же она, глядя в них, убить его — это было бы выше ее сил. И потому в ее крике сплелись воедино плач, стон, мольба и сталь приказа: «Гетагаз! Я же сказала тебе, отвернись!»

Зозо проживет долго: приговорившая себя к одиночеству, непознавшая сладости любви, несогретая радостью материнства и терзаемая памятью. С одной стороны, она — в пытках сомнений: «Зачем я это сделала?!..» С другой — осознание верности, принятого и исполненного решения. В противном случае, ей довелось бы увидеть как с Гетагаза тупым ножом сдирают кожу, слышать его, разрывающие глотку, крики, а затем идти по жизни, представляя эту ужасную картину. И тогда бы ее затерзало раскаяние, что она не отважилась убить Гетагаза. Издерганная этими мыслями, она не раз будет вопрошать: «Почему Смерть, настигающая того, кто ее не зовет, обходит призывающего ее?» (4 : 79)

Зозо станет главнокомандующим армии алан, одержит немало блестящих побед над монголами, отомстит виновнику гибели ее Гетагаза — Жигитбаю, отрубив ему обе руки (2 : 477). Но кошмар мгновений, когда она самолично убивала своего жениха, будет преследовать ее всю оставшуюся жизнь.

Слова и строки Иссы Кодзоева колотит дрожь, их раздирает от боли и гнева, они полны восторга, тоски, гордости и печали. Весь этот накал страстей писатель вбрасывает в сердце читателя залпом кровавых сгустков ненависти к войне.

Из этих сгустков крови и растоптанных чувств произрастает одиночество матерей, жен, дочерей, невест и сиротство детей. Но самое страшное: в них зарождаются реки крови будущего. Отцы Страны галгаев говорят князьям Кабарды, что они на их месте не покусились бы на чужие земли: «Мы бы не захватили вашу страну. Почему бы не захватили? Воистину, не захватили бы, ибо завтра ваше вновь возросшее поколение сошлось бы в противостоянии с нашим. И оно бы от него не удержалось. Настает день, когда надо возвращать чужое» (7 : 450).*

Этими словами И. Кодзоев предупреждает народ-захватчик об участи его детей и внуков и упрекает в отсутствии мыслей о сбережении их от грядущей войны. Во-вторых, он подводит читателя к осознанию очень важной исторической закономерности. Если покопаться в глубинах этой мысли, с точки зрения истории, можно извлечь еще одно его самобытное суждение: покорение чужой земли неизбежно ведет к зачатию новой войны, семя которой засевает народ-завоеватель. Она станет освободительной или колониальной, когда в схватке за чужую страну схлестнутся разные завоеватели. В этом заключается главное значение и неминуемое последствие захватнических войн.

До эпохи Великих географических открытий, а вернее, «Великих» завоеваний, происходил захват отдельных государств. С их началом объектом оккупации становятся уже не отдельные страны, а целые материки и континенты. Эти «открытия» привели к сколачиванию колониальных империй и явились одной из глобальных причин двух мировых войн ХХ столетия. Военные конфликты ХХI века тоже — их отдаленные отзвуки. Данный тезис подтверждается историей Европы, Америки, Африки, Австралии, Азии (включая Кавказ, Среднюю Азию, Казахстан, Дальний Восток и Сибирь).

С распадом империй колониям не суждено было обрести подлинной свободы. Бывшие метрополии продолжают стягивать политические, экономические, военные, торговые и финансовые щупальца на горле своих былых владений. Немаловажную роль играет также и удавка их культуры. Однако самое главное заключается в другом: именно бывшие метрополии и сохранившиеся империи были и остаются основным поставщиком подавляющего большинства войн и вооруженных конфликтов второй половины ХХ — начала ХХI веков.

Одно из жестоких последствий этих войн — проблема беженцев, которая находит яркое отражение в литературном творчестве. Они бредут по страницам произведений Ремарка, Сент-Экзюпери, Хемингуэйя и других писателей, ведомые ими через страны и материки. Никак не мог обойти эту тему и Исса Кодзоев.

«Ручьи несутся с гор: с вершин в низовья. Ручейки людей тянутся вверх к горным хребтам.
Враг жесток. Он убивает детей в колыбельке. Его жестокосердию нет границ.
Вот идут счастливцы — они спаслись. Несчастливцы лежат, изрубленные в своих дворах или сгоревшие под обвалами крыш своих домов. Самые несчастные — те, кто оказался в плену. Им довелось увидеть, как убивали их детей и стариков. Они видели, как насиловали их женщин. Не дай Бог, человеку такой участи!» (1 : 70)

Автор листает страницы других книг эпопеи: та же мрачная картина массового исхода. Беженцы — пешком, с тележками или тачками, на повозках, верхом — на конях и быках и даже коровах. Вот — парень с девушкой: они счастливы, видя друг друга спасенными — они несчастны утратой всех своих близких. Молча бредет стайка девушек, которые бежали от родного очага с благословения родителей: они идут в горы, спасая девичью честь от сластолюбцев — монголов. Ковыляет старуха, потерявшая мужа и всех детей. Шествуют юноши — одиночки, утратившие семьи... Их сердца — в тисках ненависти и жажды мести.

К несчастью, потоки скитальцев войны проходят не только по страницам книг. По реальным дорогам, тропам и нехоженным местам планеты они влачатся, гонимые вон из отчьего края международным синдикатом ненасытных воротил власти, военщины и бизнеса. ООН — всемирное бюро констатации фактов агрессии, истребления и угнетения народов, сообщает, что к концу 2013 года число беженцев войны составило 51,2 млн. человек.**

Многие из них ищут спасения в своих бывших метрополиях. Если колонизаторы когда-то вторгались в их земли с мечом и огнем, то беженцы сегодня пробираются к ним с отчаянием и протянутой рукой. Они бегут от интервенций «цивилизованных» захватчиков или междоусобных войн, которые они же спровоцировали и обеспечили. Беженцы спасаются также и от социального запустения, нищеты и голода. Эти факторы медленного убийства народов бывшие метрополии искусственно взращивают на своих плантациях глобализации.

Кому на шею садятся беженцы, оказавшись в бывших метрополиях? Конечно,на загривок избирателей, ибо с их благословения, попустительства и их руками ведется война и осуществляется глобализация извлекаемости сверхдоходов. Узурпаторы власти и собственности этих стран, в случае необходимости, используют беженцов в качестве горючего подспорья для решения внутриполитических проблем.

«Они начали войну против всего мира. Что из этого получается, если положить на весы? Только уверовавшие в свою мощь начнут войну со всем миром. С этим связано еще одно: добро не станет воевать со всем миром. Превративший весь мир в своего врага обречен на поражение: он истает словно лед, оказавшийся под солнцем (2 : 419).

Так точно и емко Исса Кодзоев описывает монгольских завоевателяй. Однако эта характеристика имеет и более расширительное, вневременное значение. Современные алкатели власти и злата, независимо от их страновой, религиозной и национальной принадлежности, неустанно ведут необъявленную войну против всего человечества.

Читая в эпопее «Галгай» воззвания — призывы к войне, завоевателей прошлого — Чингисидов, Тамерлана, кабардинского князя Темаркъо (Темрюк), сравнивая их с захватчиками современности, приходишь к выводу о наличии у них, единой для всех, черты: они преисполнены ненавистью к истине. Эту особенность образно, в оболочке притчи, преподнес Исса Кодзоев: «Правда и ее свет наиболее ненавистны обладателям земных благ. Истина не есть порождение этой земли: она ниспослана свыше. Все пророки — посланцы Бога на землю, трудились, чтобы засеять истину, словно зерно. При их жизни она, став их светом, была неразлучна с ними. После смерти посланников, правда, не находя себе пристанища на земле, возвращалась к своему Создателю. Больше всего по времени она оставалась с пророком Мухаммадом (сас). Потом все, что шествовало по земле и ныне шествует — это мирские страсти» (5 : 546 — 547).

Из-за неприятия истины завоеватели, призывая свои народы к захватнической войне, никогда не говорят: «Я — Величайший Ратоборец, поведу ваших отцов, сыновей, мужей и братьев на погибель. Я усею их трупами чужеземные поля, дабы они стали удобрением для моего обогащения и власти. Чтобы добиться этой цели, я превращу их в безжалостных убийц женщин, детей и стариков. Я обращу их в сброд палачей, грабителей и мародеров... Они будут купаться в крови чужестранцев, снося им головы, вспарывая животы, разрубая на части, кося пулемётами, разрывая в клочья бомбами. Я — Ненасытный Соискатель власти, величия и богатства, благославляю их на отречение от Господа и Его установлений: «Не убий!», «Не укради!»

Нет!.. Так агрессоры не вещают. Чтобы убедиться в этом, достаточно обозреть то, что на данный миг творится в разных уголках планеты. Напротив, они верещат в один голос: «мы возлагаем на себя тяжкое бремя ответственности за переустройство мира, мы обязаны направлять и поправлять другие народы. И все это во имя мира и... нашего блага». Так когда-то возвеличивали себя монголы: «Мы — потомки Чингисхана, вышли исправить и улучшить Мир. Поэтому допустимо все, что мы сотворим, ненаказуемо все, что мы натворим. Все во имя нас!» (2 : 189)

В основе такой убежденности завоевателей в допустимости и ненаказуемости всего, что они натворят, лежит их общеродовая черта — жестокость характера, о которой Исса Кодзоев, как уже отмечалось, писал: «Жестокость очерняет сердце, укорачивает разум, разрушает стыд и благородство» (3 : 138).***

В этом выражении автору было ясно все, кроме слов: «Жестокость укорачивает разум...» Он честно передает тогдашний ход своих мыслей: «Исса, с какой стати ты приплел жестокость к разуму? Каким боком она влияет на процесс мышления? Почему ты связал воедино эти, далеко отстоящие друг от друга, понятия?!..»

Однако при более пристальном рассмотрении выявился глубинный смысл этого афоризма. Потенциал мозга, творящий мысли добра напрочь атрофирован, впал в кому без надежды на выход из нее. Напротив, потенциал — дающий простор помыслам зла чрезмерно натренирован, накачен: извилины мозга выпуклы, рельефны и... уродливы. Информационные каналы связи души и мозга закупорены «тромбами зла» и "крови добра«нет хода.

Таким образом, мысль жестокого человека и народа, а тем более завоевателя, денно и нощно в поиске только путей захвата и удержания власти и собственности. Он, в принципе, не способен думать о последствиях своих решений и поступков для человека и народа, против которого нацелено жало его помыслов. Он пребывает в состоянии стратегической безмозглости: жестокость накрыла разум пеленой слепоты на видение перспективы, лишила его способности заглядывать в будущее.

Поэтому не удивляет шовинистический и запойный угар радости и торжества, в который впадает народ-завоеватель, если удается частично или полностью отхватить сопредельное или лежащее за тридевять земель государство. Человеческая масса с ее правителями, в силу политического дебилизма, не осознает, что в каждой ее победе уже заложен посев грядущего поражения. Господь великое множество раз начертал эту истину на страницах Истории человечества. Но Всевышний для власть и злато имущих — не духовная опора жизни, а всего лишь подспорье в зомбировании народов.

Захватчики минувшего и настоящего имеют и коренное отличие. Автор передает его смысл по эпопее в своем изложении. В прошлом они, призывая к войне, обещали: «Мы захватим тучные земли. Обретем луга и пастбища для скота. Ими сегодня владеют нечестивые народы, погрязшие в язычестве и безбожии. Мы наберем богатую добычу и завладеем несчетным числом пленников и наложниц. Покорим же нечестивцев, чтобы прибрать к рукам их блага и вознести до небес наше величие и славу!»

Современные завоеватели превзошли своих предшественников бесстыдством и цинизмом. Они не призывают народ напрямую к убийствам и грабежам, формально не зовут его к войне и захватам чужих территорий. Они «всего навсего» обращают свой народ в злобствующее стадо, обосновывая и пропагандируя необходимость:
наставления других стран на путь истины, исходя из своего лидерства в мире или регионе;
продвижения демократии или особой духовности;
постимперского собирания земель... в других государствах;
воссоединения разделенного народа, т.е. защиты соотечественников, которых ветрами оккупаций и колонизаций нанесло в чужие края, или настряпанных раздачей паспортов;
недопущения бегства колоний из их имперского стойла;
международного розыска оружия массового поражения в независимых странах;
«крестового похода» против глобального терроризма.

Также государства — производители войн и экстремизма, торговцы оружием и обладатели непомерно смертоносного вооружения, навязывают другим странам запрет на его разработку, ибо они, якобы, не совсем адекватны и могут использовать его во зло. Однако история новейшего времени знает множество примеров аморальной невменяемости «вменяемых» производителей и распространителей оружия.

Как видите, сегодняшние завоеватели ни единым словом не обмолвятся о своем желании хапнуть землю и природные ресурсы страны, подлежащей «исправлению». Да и как можно их в этом подозревать?! Они-то несут ей свет цивилизации и особой духовности... Почему из него произрастает хаос, преступность, террор и угроза развала государства?! Кто в этом виноват? Конечно, невоспринявшие «свет». Им бы радостно рухнуть на колени, распахнуть глаза и души навстречу «особой духовности», чтобы заполучить...объедки с барского стола насаждателей истины.

Они же — неблагодарные, сопротивляются. Однако история человечества гласит: народ, сопротивляющийся оккупации обретает свободу, ибо в этом промысел Божий. Да поможет ему Господь противостоять и победить, если он блюдет кодекс милосердия — неприкосновенности детей, женщин, стариков, раненных и пленных!..

Хамзат Фаргиев

Примечания

* Английская пословица.
** Взаимоотношениям Грузии и Галгайче, царя Таймураза и Ахка из 459 стр. 7-й книги эпопеи посвящено 110 стр.: 8 — 27, 119 — 125, 137 — 161, 277 — 309, 366 — 387, 391 — 393, 397, 436 — 441. Перевод автора. «Ва!» — междометие, означает «Эй!»; Ахк — река (устар.).
*** Житие и Страдание Святой Славной Великомученицы Царицы Кахетинской Кетевани. http://georgianweb.com/religion/ru/ketevan.html
*Кодзоев далек от злопыхательства в адрес кабардинцев: он воздает дань добру и злу народа. В 5-й книге есть рассказ о герое преданий — кабардинском князе Эйдаркъо, которого люто ненавидел Тамерлан (14 в.). И не удивительно: благодаря его таланту, мужеству и неуловимости земля Кабарды горела под ногами «великого» завоевателя. Потом он со своими воинами перебрался к аланам и вместе с ними продолжил борьбу. Был ранен, умер на земле галгаев. После изгнания Тимура, прах Эйдаркъо его друзья — галгаи, доставили в Кабарду, где он и был захоронен. Поэтому, вполне обосновано, можно сказать, что Эйдаркъо — это герой и галгайского народа (5 : 419 — 442, 557 — 561).
**http://ru.euronews.com/2014/06/20/global-refugee-figures-highest-since-second-world-war-un-says
***http://kavkasia.net/Russia/article/1407865403.php
 
Категория: Ингушская литература | Добавил: dofin (17.09.2014)
Просмотров: 2277 | Рейтинг: 0.0/0

  • Социальные комментарии Cackle
  • Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
Ислам [1]
История Ингушетии [19]
Культура Ингушетии [7]
Личности Ингушетии [13]
Ингушская литература [6]
Ингушский язык [6]
Республика Ингушетия [2]
Разное об Ингушетии [4]
Мифы и легенды [2]
Мифы и легенды ингушей

Улучшилось ли социально-экономическое положение в республике за 2015 год?
Всего ответов: 255



Онлайн всего: 13
Гостей: 9
Пользователей: 4
SregorymiguE, stoosync, KEELPJUG, thertjeft

Ваша корзина пуста

Шторы, жалюзи, люстры 26.02.2016
Закупаем трубы лежалое 16.09.2014
Продаётся дом 15.09.2014
Дополнительное Обучение Вождению Автомобиля 14.09.2014
Такси на Заказ по Республике 13.09.2014
Продаю 4х комнатную квартиру 10.09.2014
продаю 01.09.2014
Срочно продаю новый автомобиль. 28.08.2014
СРОЧНО ПРОДАЕТСЯ ДОМ СО ВСЕМИ УДОБСТВАМИ В СЕЛЕНИИ КАНТЫШЕВО ПО УЛИЦЕ ДЖАБАГИЕВА 41.ЦЕНА ДОГОВОРНАЯ.СПРАВКИ ПО ТЕЛЕФОНУ89287902489 28.08.2014
Мощный игровой компьютер 22.08.2014

+ Ингушетия Life

Ингушетия Life - Новости Ингушетии

добавить на Яндекс




E-mail *:
Тема:
Текст *:
Прикрепить файл:
Имя:
Фамилия:






Радио Galga.RuРадио AngushtИнформеры и сервисыТестыКаталог организацийГостевая
Ингушетия Life - Новости Ингушетии

Ингушетия Life — независимый информационно-аналитический портал, освещающий события происходящие в Ингушетии.
Редакция не несет ответственности за содержание материалов (новости, статьи, фото, видео, комментарии), которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с редакцией Ингушетия Life. Мнение редакции также может не совпадать с мнением авторов материала.

Сообщить о каком-либо событии или отправить объявление вы можете с помощью формы обратной связи либо прислать СМС на номер +7 (932) 326-22-86. Редакция Ингушетия Life не размещает анонимные и дискредитирующие конкретных личностей сообщения.

Отправить новость (файл) в редакцию. При использовании материалов сайта обязательна индексируемая гиперссылка на источник.
Ингушетия Life © 2017 Новостной
Хостинг от uWeb
  • e-mail: admin@galga.ru
  • телефон: +79323262286