Меню Рубрики

План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: Конспект занятия в старшей группе «Рыбки в аквариуме. Конспект ООД в старшей группе «Путешествие в мир аквариумных рыб

Рогачева Майя Петровна

воспитатель МБДОУ № 8

Цель. Подвести к понятию «декоративные (аквариумные) рыбки», показать, что они без человека обойтись не могут. Закреплять навыки счета, измерения. Развивать логическое и комбинаторное мышление, память, воображение, внимание, речь, коммуникативные способности, обучать контролю и самоконтролю.

Материал и оборудование. Аквариум с рыбками. Графические модели рыб, рисунки с кормом для аквариумных рыб; наборы открыток с изображением декоративных рыбок в аквариуме. Справочник по разведению рыбок в аквариуме. Детские рисунки. Дневник наблюдений дежурных за поведением рыбок. Оборудование для ухода за рыбками (тер-мометр, груша для подкачивания воздуха или компрессор, светильники, обогреватель). Емкости для воды (тазики или кастрюли). Мерки для измерения воды (ведерки, баночки). Набор геометрических фигур у каждого ребенка (10 квадратов, 10 треугольников, пять прямоугольников). Цифры, знаки арифметических действий, знак равенства. Фланелеграф или наборное полотно. Наборы овалов - моделей рыбок у детей и у педагога (разного размера и расцветки). Карточки для формирования понятия «декоративные рыбки»: дом, аквариум, цветок, глаз.

Ход занятия в старшей группе: «Аквариумные рыбки и азы математики»

Часть 1. Условия, необходимые рыбкам для жизни в аквариуме.

Педагог подводит детей к аквариуму с рыбками. Дети рассматривают аквариум, наблюдают за поведением рыбок. Отмечают их особенности, описывают внешний вид.

П. Что нужно рыбкам для нормальной жизни в аквариуме?

Д. Чистая вода, корм, воздух, тепло, растения, моллюски.

П. Какие условия нужно создать, чтобы вода в аквариуме была чистой?

Д. Аквариум сверху надо прикрыть, чтобы в воду не попадала пыль. Но надо оставить щель, чтобы проходил воздух. Сачком надо убирать не доеденный рыбками корм.

Хорошо поселить в аквариум сомиков: они живут на дне и доедают остатки корма.

В аквариуме должны жить моллюски: они тоже доедают за рыбками корм, а также чистят стеклянные стенки от водорослей.

П. Как вы узнаете, что рыбкам воздуха не хватает, что его недостаточно в аквариуме?

Д. Рыбы высовываются из воды с открытым ртом. Это значит, что им не хватает воздуха, они задыхаются.

П. Что нужно сделать, чтобы помочь рыбкам?

Д. Добавить в воду воздух.

П. Это можно сделать с помощью компрессора или груши. Еще в аквариуме необходимы растения они выделяют кислород, необходимый для дыхания и поглощают угле-кислый газ. Но растения выделяют кислород только в светлое время суток или когда аквариум освещен. А еще для чего нужны растения?

Д. Растения очищают воду. Они нужны и для того, чтобы рыбки могли спрятаться, отдохнуть. А еще растения придают аквариуму красивый вид, он становится похож на летний пруд.

П. Что еще кладут на дно аквариума?

Д. На дно кладут песок и камни.

П. Можно ли обойтись без них?

Д. Нет. В песок сажают растения, без него растениям не за что зацепиться, не за что держаться.

Педагог предлагает внимательно рассмотреть растения, вспомнить их названия, отметить отличительные особенности каждого вида растений.

П. Что еще важно для рыбок?

Д. Надо чаще смотреть на термометр. Если столбик в нем находится ниже синей черты, то надо включить обогреватель или электролампочки. Рыбки могут заболеть или погибнуть, если вода будет холодная.

П. Все ли условия, необходимые для жизни рыб, мы назвали или что-то забыли?

Дети говорят, что забыли про корм, который нужен рыбкам, и составляют рассказ о нем по опорным карточкам с изображением корма для аквариумных рыбок.

Часть 2. Заполним аквариум водой

П. Какой формы могут быть аквариумы?

Д. Прямоугольной, круглой, квадратной.

П. Правильнее сказать не круглой, а шарообразной. А как лучше установить шарообразный аквариум?

Д. Для него нужна подставка?

П. Почему?

Д. Шарообразный аквариум неустойчив, он покатится, и вода выльется.

П. А как можно доказать правильность ваших выводов?

Д. Можно взять мяч или шарик и брусок, положить их на стол. Если стол слегка качнуть, то мячик и шарик покатятся, а брусок останется на месте.

П. А о каких условиях нужно помнить при выборе материала для аквариума?

Д. Нужно, чтобы в аквариум попадал свет. Значит, он должен быть прозрачным. Лучше всего его делать из стекла или прозрачной пластмассы.

П. А какие аквариумы бывают по объему, по тому, сколько помещается в них воды?

Д. Аквариумы бывают большие, когда в них входит много литров воды; средние, когда воды поменьше, и маленькие, когда воды мало.

П. Представим себе, что у нас с вами два разных, не похожих друг на друга аквариума. (Показывает на две емкости, например на тазик и кастрюлю вместимостью примерно по 4 л) Как вы думаете, что нужно, чтобы заполнить эти емкости водой?

Д. Нужны вода и то, чем ее можно наливать в аквариум. А еще мерные емкости.

Дети рассматривают мерки, в качестве которых можно использовать детские ведерки (1 л и 0,5 л воды), баночки (1 л и 0,5 л); если есть маленький аквариум для мальков, можно использовать его.

П. Давайте определим, сколько этих мерных емкостей (показывает на большое ведерко или литровую банку и на кастрюлю) может поместиться в аквариуме (кастрюле)?

Вызванный ребенок отмеривает воду, берет ее из большого ведра большим ведерком или банкой. Дети считают, сколько этих мерок ребенок выливает в кастрюлю, и откладывают квадраты: получается столько квадратов, сколько ведерок или банок вместилось в кастрюлю (напр. четыре).

П. А сколько этих мерных емкостей (показывает на маленькое ведерко или пол-литровую банку) поместится в аквариуме (кастрюле)?

Другой ребенок отмеряет воду новой меркой, а дети считают и выкладывают треу-гольники: получается столько треугольников, сколько раз ребенок использовал мерную емкость (напр. восемь).

П. Почему этих ведерок понадобилось больше, чтобы заполнить кастрюлю? Ведь мы заполняли водой ту же емкость.

Д. Мерка меньше, поэтому количество мерок получилось больше: в первом случае мы отложили четыре квадрата, во втором - восемь треугольников.

П. Верно. А почему восемь, а, например, не семь? Как узнать, правильно ли мы измерили?

Правильно ли мы сосчитали количество мерок?

Д. Надо сравнить мерки между собой.

П. Как сравнить? Вы уже сказали, что одна мерка больше, а другая меньше.

Д. Надо измерить большую мерку маленькой, определить, сколько маленьких мерок в большой.

П. Верно, нужно измерить большую мерку маленькой. А что значит измерить?

Д. Узнать, сколько раз маленькая мерка вмещается в большой.

Вызванный ребенок заполняет водой маленькое ведерко и переливает воду в большое. Убедившись, что оно еще не заполнилось водой, наполняет водой маленькое ведерко еще раз и переливает ее в большое ведерко. Дети убеждаются, что в большое ведерко вмещается воды столько, сколько в два маленьких.

П. Во сколько же раз большая мерка больше маленькой?

Д. Она больше в два раза.

П. Как еще мы можем проверить, правильно ли мы произвели измерение?

Одни дети предлагают в своих моделях заменить квадрат на два треугольника, другие - заменить два треугольника одним квадратом.

П. Если два треугольника заменить на один квадрат, получим следующее (показывает)

П. Если один квадрат заменить на два треугольника, то получим следующее (показывает)

П. Давайте узнаем, сколько нужно налить воды в аквариум, если дети решили поселить в нём в нем две большие рыбки и одну маленькую. Известно, что для одной большой рыбки требуется 2 л воды, а для одной маленькой достаточно 1 л воды. (Прикрепляет к фланелеграфу две большие рыбки и одну маленькую. Показывает литровую банку.

Читает задачу еще раз.) Кто запишет решение этой задачи на наборном полотне?

Вызванный ребенок с помощью разрезных цифр, знаков «+» и «=» выкладывает решение задачи, а дети делают то же у себя на столах. Записи могут получиться различными.

Главное, чтобы ребенок мог объяснить свое решение.

Примечание. Если ребенку трудно «записать» решение с помощью цифр, он может сделать это с помощью квадратов или прямоугольников и квадратов.


П. Для чего разводят рыбок в домашних условиях? Даже выводят виды, которых нет в природе? Посмотрите: это золотая рыбка. Золотая рыбка произошла от золотистого карасика. Позднее от золотой рыбки были получены ее разновидности: телескоп, шубункин, вуалехвост, львиноголовка, комета.

Если этих рыбок нет в аквариуме, можно использовать карточки, открытки. Педагог выкладывает схему происхождения золотой рыбка и ее разновидностей.


П. Как вы думаете, зачем люди заводят дома аквариумных рыбок?

Д. Чтобы в доме было уютно, красиво. Подойдешь к аквариуму посмотришь на рыбок -и становится радостно.

П. У кого дома есть аквариум? Кто за ним ухаживает? (Ответы) Могут ли рыбки жить в аквариуме без заботы о них человека? А в природе?

Д. В речке для рыб есть все необходимое: еда, вода, свет, тепло. В речке рыбы могут обойтись без человека. А за рыбками, которые живут в аквариуме, мы ухаживаем:

кормим, убираем, моем аквариум, подкачиваем воздух. Без человека они погибнут:

останутся голодными, будут задыхаться без воздуха, заболеют, так как вода станет грязной...

П. Каким одним словом можно назвать рыбок, живущих в аквариуме?

Если дети затрудняются с ответом на этот вопрос, педагог подсказывает слова «декоративные, аквариумные», объясняет их значение. Предлагает выбрать картинки с изображением корма и условиями для жизни рыбок, для составления рассказа о декоративных рыбках.


Условия, необходимые для жизни декоративных рыбок

а – дом; б – человек; в – глаза, чтобы ими любоваться; г – песок, камушки;

д – растения; е – вода; ж – тепло; з – свет; и – корм.

Дети должны выбрать следующие карточки: дом, человек, аквариум, глаз и составить определение «аквариумные рыбки» по ним.

П. А что является главным условием для жизни рыб в аквариуме?

Д. Главным условием является вода. Рыбки живут только в воде.

Часть 4. Комбинации рыбок.

П. Вспомним, сколько рыбок мы хотели поселить в аквариуме, и каких?

Д. Три рыбки две большие и одну маленькую.

П. В зоомагазине оказалось в продаже пять видов рыбок: серебристый карась, золотая рыбка, меченосец, золотистый карасик, сомик.

Дети рассматривают графические модели рыбок прикреплённые к фланелеграфу.


П. Определите, какая модель какой рыбке соответствует.

Дети по размеру овалов и их цвету определяют, какой овал какой рыбке соответствует: серый большой овал - серебристый карасик, красный большой овал - золотая рыбка, желтый большой овал - золотой карась, зеленый маленький овал - меченосец, коричневатый овал - сомик.

П. На какие две группы можно разделить этих рыбок?

Д. На две группы: большие и маленькие рыбки.

Вызванный ребенок делит овалы на две группы: разбивает множество на два подмножества).

П. Сколько видов больших рыбок продавали в зоомагазине?

Д. Три вида: серебристый карась, золотая рыбка, золотистый карась.

П. Сколько видов маленьких рыбок продавали в зоомагазине?

Д. Два вида: меченосец, сомик.

П. Давайте, определим, какие наборы рыбок можно сделать. У вас есть модели рыбок (овалы). Составьте наборы из двух больших рыбок и одной маленькой и расскажите о своем выборе соседу по столу.

Дети составляют из овалов наборы рыбок и объясняют свой выбор. Педагог фиксирует наборы на наборном полотне или фланелеграфе.

П. Молодцы! У вас получилось восемь различных наборов - и все красивые!

Подготовительная к школе группа

Цель: Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.

Задачи: Обогащать словарь детей; развивать творческие способности детей на протяжении всего занятия; продолжать учить детей внимательно слушать, понимать и эмоционально откликаться на стихотворную речь; развивать чувство композиции; воспитание дисциплинированности, усидчивости, внимания.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познание, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, трудовая изобразительная, двигательная.

Активный словарь: аквариум, рыбы, чешуя, плавники, жабры, гуппи, сомики, золотая рыбка, улитка, водоросли, кораллы.

Программное содержание:

Дифференцировать представления детей о водоеме как среде обитания аквариумных рыб (аквариум заполнен водой, растут растения, живут мелкие животные - улитки) ;

Уточнить представления о том, что в аквариуме всё сделано так, чтобы рыбки могли жить в нём, как в естественном водоеме;

Учить создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование с аппликацией;

Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различные приемы и материалы;

Развивать детское творчество.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций морских обитателей, просмотр фотографий с различными рыбками, беседа на тему «Чем рыбы отличаются от животных» , раскрашивание гуашью ватных дисков различными цветами, подготовка сюрпризного момента – на белых листах восковой свечой рисую пузырьки.

Оборудование и материалы: фотографии морских рыбок, иллюстрация аквариума, ватные диски, гуашь, листы бумаги, восковые мелки, клей ПВА, акварель, баночки для воды, кисти №2, 6, клеенка.

Методы и приемы:

  • Рассматривание;
  • Беседа;
  • Художественное слово;
  • Объяснение приемов работы;
  • Сюрпризный момент;
  • Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких рыбок» ;
  • Работа детей;
  • Подведение итогов.

План занятия:

  1. Мини-экскурсия;
  2. Рассматривание иллюстраций и фотографий морских обитателей;
  3. Отгадывание загадок;
  4. Работа с восковыми мелками;
  5. Работа с акварелью;
  6. Сюрпризный момент – проявляющиеся на листе пузырьки воздуха;
  7. Физкультурная пауза;
  8. Аппликация;
  9. Завершающее оформление работ.

Ход занятия.

Дети с воспитателем проходят в холл и располагаются полукругом вокруг аквариума. Даем детям время, чтоб рассмотреть, что находится в аквариуме, помогая вопросами:

Что вы видите перед собой?

Что находится в аквариуме? (вода, песок, камушки, рыбки, водоросли, кораллы…)

Какие рыбки и сколько их?

Как вы думаете, как чувствует себя рыбки?

Почему вы так думаете? (в воде, вода чистая, прозрачная)

Что они делают?

Что помогает рыбке плавать? (плавники, хвост)

Где находятся плавники?

Сколько плавников?

Какой из них самый красивый?

Какое тело у рыбки? (тело вытянутое, обтекаемое, отсутствие шеи)

Чем покрыто тело рыбы? Какая чешуя?

Какие у рыбки глаза и где они расположены?

Какой рот? Чем дышит рыбка?

Почему в аквариуме нет хищных рыбок?

Дети обмениваются впечатлениями, рассказывают про свои домашние аквариумы. После этого – возвращение в группу.

В группе подготовлены рабочие места, и на стенде расположены фотографии аквариумных жителей и изображение аквариума.

Воспитатель загадывает загадки:

Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный,
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.

  1. И представим хорошо мы аквариум большой. Тут поместится у нас с аквалангом… водолаз!
  2. А еще тут спит, храпит, преогромный синий…кит!
  3. Реагируя на храп, боком убегает…краб!
  4. А на дне в песке прилег с щупальцами… осьминог.
  5. Рядом с ним зарыться рад электрический брат… скат.
  6. Не попавшись на крючок, здесь живет морской… бычок.
  7. Ищет лучшие места пятикрылая …звезда.
  8. Рядом только проплыла с плоским телом…камбала.
  9. А за нею, как обуза мчится жгучая… медуза.
  10. В панцире плывет без страха среди рыбок … черепаха.
  11. Где-то челюстью блеснула черноморская … акула.
  12. Здесь на дне, ну как игрушка, лежит чудесная… ракушка.
  13. Рядом камень, как пенек, А за ним морской… конек.
  14. Тут резвится не один умный, ласковый…дельфин!
  15. С ним играют, словно в салки, длиннохвостые … русалки.

Кто-то головой качает… Что? Русалок не бывает?

Но ведь я, друзья, мечтала… А игре конец настал.

Какие вы внимательнее, мне не получилось вас запутать! Сегодня мы будем рисовать аквариум с рыбками.

Рисовать будем восковыми мелками. Покажите, как мы правильно должны держать мелок.

Нужны ли растения в аквариуме? Для чего нужны растения в аквариуме? Что еще есть в аквариуме? (водоросли, камешки) .

Теперь нам нужно заполнить аквариум водой. Какая должна быть вода в аквариуме? (берем большую кисть и рисуем акварелью – проявляются пузырьки, нарисованные заранее) .

А сейчас мы отдохнем и опять рисовать начнем!

ФИЗМИНУТКА - Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких рыбок» .

Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация движений рыб) .

Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны) .

Первая рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (имитация ныряния) .

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (грозят указательным пальцем) .

Третья сказала: «Мне хочется спать» (руки лодочкой под ухо) .

Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи) .

Пятая крикнула: «Здесь крокодил, (руками имитируют пасть крокодила) .

Плывите скорее, чтоб не проглотил» (убегают) .

Аквариум готов, теперь нужно поселить там рыбок. Для этого мы возьмем заранее приготовленные диски, которые вы раскрасили, и приклеим их в аквариум.

Давайте вспомним строение рыбок. Что есть у рыб? (тонкой кистью дорисовываем глаза, плавники и хвост) .

Ребята, какие замечательные аквариумы у нас получились!

Есть прозрачный чудо дом,
Днем и ночью рыбы в нём.
Вместо воздуха - вода,
Рыбам без неё нельзя.
Там ракушки и улитки,
А растения как нитки,
Из песка они растут,
Водорослями их зовут.
Рыбки плавают по кругу
Улыбаются друг другу.
Смотрят рыбы сквозь стекло,
Им уютно и тепло.
Ведь аквариум морской
Для рыбёшек – дом родной.

Посмотрите, в каждом аквариуме живут веселые дружные рыбки! Давайте повесим наши работы на вставку, чтобы родители тоже смогли ими полюбоваться.

Дежурные по занятию помогают убирать со столов.

Конспект занятия по рисованию для старшей группы "Аквариум"

Создание образа аквариума с уникальными рыбками.

Создание условий для творческого применения освоенных ранее приемов работы с художественными материалами и средствами образной выразительности.

Создание коллективного аквариума.

Образовательные: закрепление и обобщение знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях; учить детей самостоятельно находить способы изображения, художественные материалы и средства образной выразительности для раскрытия данной темы; совершенствовать художественно – графические навыки; продолжать формировать художественные потребности, умение анализировать свой труд и труд других детей.

Развивающие: развивать творческую инициативу и воображение, используя в своей работе разнообразные художественные материалы; развивать чувство ритма, цвета, композиции; развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое; развитие интереса к окружающему миру.

Воспитательные: воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать, бережное отношение к окружающей природе и домашним питомцам.

Предварительная работа:

Чтение сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", рассматривание иллюстраций к этому произведению.

Рассматривание картинок и фотографий, иллюстраций и открыток с изображением морских, речных и аквариумных рыб для обогащения художественных впечатлений детей.

Беседы о жизни морских и речных рыб.

Подвижная игра «Море волнуется – раз, море волнуется – два..». Уход за аквариумом: промывание растений, камешков.

Рассматривание водных растений и сравнивание их с наземными (чем похожи, чем отличаются).

Зарисовки водорослей и рыб натуры, рисование по представлению; приготовление и дегустация рыбных блюд и блюд из морской капусты.

Украшение фигур рыб, вырезанных из цветной бумаги.

Методические приемы: Рассмотреть с детьми рисунки с разнообразными аквариумами, определить какими материалами они созданы; обратить внимание на осанку детей при рисовании, сюрпризный момент.

Материалы и оборудование:

мольберты, планшеты, заготовки круглого аквариума формат А4 или А3, прикрепленного к планшету скотчем, гуашь, акварель, кисти, тряпочки, простые карандаши, восковые карандаши, черные маркеры, рыбки, украшенные детьми заранее разных цветов, клей – карандаш.

1. Организационный момент – 2 мин.

2. Эвристическая беседа – 6 мин.

3. Творческая поисково-экспериментальная работа – 10 мин.

4. Динамическая пауза – 2 мин.

5. Итог занятия:

а) выставка и анализ детских работ – 2 мин.

б) самоанализ – 3 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Все в сборе!

Взрослые и дети!

Мы можем начинать!

Но для начала,

Надо «Здравствуйте» сказать!

Д.: Здравствуйте.

П.: Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик – солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.

2. Эвристическая беседа

П.: Дети, подойдите ко мне. Посмотрите, какой большой и красивый аквариум. А какие рыбки плавают в нём?

Из каких частей состоит рыбка? А на какие геометрические фигуры они похоже? (чешуя, тело – овал, хвостик – треугольник, плавники, глазки). Предложить детям показать части тела рыбы, объяснить их назначение. Плавники служат рулём и тормозом, хвост служит мотором рыбы.

П.: Дети, а теперь посмотрите сюда. Педагог подводит детей к телевизору и показывает слайды с диковинными рыбами. Обращает внимание на их яркую чешую.

А кто попробует нарисовать рыбку? Ребенок рисует рыбку на магнитной или меловой доске.

3. Практическая работа

П.: (подводит детей к магнитной доске, на которой прикреплены аквариумы, выполненные различными художественными материалами).

П.: Какими материалами и техниками пользовался художник для создания таких красивых аквариумов. А какие еще материалы можно использовать? (Ответы детей)

Но можно еще и своими ручками нарисовать рыбку.

4. Пальчиковая гимнастика:

Моя рыбка все время молчит,

Не поет, не рычит, не урчит.

Не пойму почему, вот беда.

Может в рот ей попала вода?

Подойдите, пожалуйста к мольбертам, на них прикреплены заготовки аквариумов. У вас есть гуашь, акварель, восковые карандаши и черные маркеры. Давайте попробуем с помощью этих материалов создать образ аквариума, но чтобы у каждого из вас он был разным и непохожим на

5. Физминутка

Рыбки весело играют

В синей солнечной воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Превращение в чаек.

Мы чайки, раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу. Увидели рыбу, спустились к воде, (наклонились) поймали рыбу и улетели на берег.

Дети выполняют действия, выражая своё отношение к художественному слову через движения, мимику.

6. Анализ и выставка детских работ

П.: Давайте посмотрим, что у вас получилось. Мы справились с заданием (нарисовали аквариум)? У кого получились самые красочные рыбки? Как их название? У какого самые веселые? У кого самый интересный, веселый, красивый, прозрачный, волшебный аквариум? Почему? и.т.д. (По ходу работы)

7. Самоанализ

П.: Дети, посмотрите, какой большой и красивый аквариум нарисован. Но он пустой. Давайте мы его заполним рыбками. А вот и рыбки, которые мы украшали раньше. Если вы хорошо поработали, то возьмите красную или желтую рыбку. Если вы считаете, что не совсем справились с заданием, то можете взять зеленую или синюю рыбку.

Дети приклеивают рыбки на большой аквариум.

П.: Вы сегодня все отлично поработали. Наше занятие подошло к концу. У нас еще остались рыбки, давайте подарим их нашим гостям на память о нашем занятии. До встречи на следующем занятии.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе

План-конспект занятия по развитию речи «Аквариумные рыбки»

Подготовила и провела воспитатель логопедической группы
старшего дошкольного возраста: Тимирева Людмила Валерьевна

Цели

Коррекционные:

  • расширение и уточнение словаря по теме: «Аквариумные рыбки»;
  • совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т. д.) ;
  • развитие связной речи;
  • развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха;
  • развитие наблюдательности, мышления;
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • активизация познавательной деятельности:

Образовательные:

  • согласование прилагательных с существительными;
  • образование относительных прилагательных, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
  • закрепление падежных окончаний и формирование предложно - падежных конструкций.

Воспитательные:

  • повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям;
  • воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.

Ход занятия

1. Организационный момент.

{Загадывание детям загадки.}

Воспитатель:

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом,

Он прозрачный, он стеклянный

Нету номера на нем

И жильцы в нем не простые

Не простые, золотые.

Эти самые жильцы - знаменитые пловцы.

Дети: Аквариум.

Воспитатель: Я сегодня приготовила для вас сюрприз. Хотите узнать что это?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отгадайте еще одну загадку:

К нам из сказки приплыла,

Там царицею была.

Рыбка эта непростая,

Рыбка эта...

Дети: Золотая.

Воспитатель: Правильно. Это золотая рыбка. Вы уже слышали сказку о ней? А кто ее написал?

Дети: А. С. Пушкин.

Воспитатель: А где жила золотая рыбка в сказке?

Дети: В море - океане.

Воспитатель: Правильно. Ну раз вы отгадали мою загадку и ответили правильно на все мои вопросы, смотрите, что за сюрприз я приготовила для вас.

2. Рассматривание картины «Золотая рыбка». Беседа.

{Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки». Совершенствование диалогической речи.}

Воспитатель показывает картину, на которой изображена золотая рыбка в аквариуме и позволяет детям 20 - 30 секунд полюбоваться золотой рыбкой, а затем задает вопросы и руководит наблюдением.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Золотая рыбка.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Она оранжевая, золотая, как в сказке.

Воспитатель: Что делает золотая рыбка?

Дети: Она плавает.

Воспитатель: Она плавает в аквариуме. Так называется её дом, этот стеклянный ящик. Золотая рыбка большая или маленькая? Сравните ее с улиткой, которая сидит на листочке.

Дети: Она больше улитки. Она большая.

Воспитатель: Что вы еще можете сказать о золотой рыбке? Какая она?

Дети: Она очень красивая, сказочная.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на рыбку внимательно. У неё есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуёй. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?

Дети: Чтобы плавать.

Воспитатель: Конечно же! Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники».

Воспитатель: А чем питается золотая рыбка?

Дети: Она питается кормом.

Воспитатель: Правильно её кормит человек сухим кормом, а сейчас давайте немного отдохнём и вспомним наше упражнение «Рыбка».

3. Физкультурная минутка «Рыбка» (Нищева) .

{Координация речи с движением, развитие подражательности. Уточнение словаря по теме.}

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело гулять.

(Соединяют поочередно пальчики от, указательного до мизинца и обратно)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Погрозить указательным пальцем)

Мы хотим тебя поймать.

(Закручивают руками вперед - назад)

Рыбка спинку изогнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Крошку хлебную взяла.

(Показать руками хватательные упражнения)

Рыбка хвостиком махнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Очень быстро уплыла.

4. Игра с мячом «Назови ласково».

{Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) . Развитие ловкости.}

Воспитатель приглашает встать на ковёр.

Воспитатель: Встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть слова, а вы будете ловить мяч и называть это слово ласково.

5. Игра «Аквариум».

{Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, ориентировки в пространстве.}

Воспитатель приглашает детей к макету аквариума, на котором закреплены плоскостные изображения рыб.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на аквариум, в нем плавают сказочные рыбки. Найдите и покажите одинаковых рыбок. Какого они цвета?

Дети: Выполняют задание и отвечают на вопросы.

Воспитатель: А теперь правильно сосчитайте всех рыбок.

Дети: Выполняют задание.

Воспитатель: А теперь покажите рыб, которые плывут вправо (влево) . Которые плавают вверху аквариума и на самом дне?

Дети: Отвечают на вопросы.

6. Игра «Четвертый лишний».

{Развитие диалогической речи, зрительного восприятия и внимания, мышления и памяти.}

Воспитатель помещает на мольберт предметные картинки, на которых изображены обитатели морей и аквариумная рыбка: дельфин, осьминог, морской конек и золотая рыбка. Просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя, а затем предложить на её место подходящую картинку.

7. Артикуляционная гимнастика.

{Развитие артикуляционной моторики.}

Дети садятся перед зеркалом, воспитатель следит за правильной посадкой детей.

Воспитатель: Покажите, как золотая рыбка открывала рот. Не торопитесь, не напрягайтесь. Выполняйте упражнение спокойно (5 - 6 раз) .

8. Разрезные картинки «Аквариумные рыбки».

Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Воспитатель раздает детям картинки, предлагает рассмотреть и назвать рыб, изображенных на них. Дети называют рыбок.

Воспитатель: А теперь «разберите» картинки, перемешайте их, а затем снова сложите изображения.

Дети выполняют задание

9. Окончание занятия.

{Оценка работы детей.}

Воспитатель: С кем вы познакомились сегодня?

Дети: С золотой рыбкой.

Воспитатель: Какая она?

Дети: Красивая, золотая, проворная, небольшая.

Воспитатель: Где она живет?

Дети: В аквариуме.

Воспитатель: Что она делает?

Дети: Она плавает в аквариуме и радует нас.

Воспитатель: Чем её можно кормить?

Дети: Сухим кормом.

Воспитатель: Вы очень хорошо работали на занятии, были внимательными, старались правильно говорит. Вы молодцы.

Фокина Лидия Петровна МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области

«Аквариумные рыбки»

Тема: Аквариумные рыбки

Цель: освоение организационных навыков и умений для учёбы в школе.

Задачи:

    расширять кругозор учащихся:

    развивать мелкие движения руки;

    способствовать развитию внимания, воображения, мышления, речи учащихся.

Оборудование:

Для учителя: колокольчик, разноцветный мягкий кубик, рисунок аквариума, рисунки рыбок, картинка золотой рыбки в аквариуме, ёлочная игрушка «Золотая рыбка», шаблоны или готовые вырезанные детали изделия, картинка «Обведи по контуру и раскрась», картинка «Найди двух одинаковых рыбок», скакалка для игры «Удочка», смайлики.

Для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей, подкладной лист, цветные карандаши, простой карандаш

Физминутки и игры учитель проводит индивидуально, в зависимости от усидчивости и подготовленности учащихся.

1.«Готов к уроку»

Звонок, дети становятся около своих парт.

2.Психологический настрой

Учитель:

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре.

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

3.Знакомство с классом. Ответ по цепочке.

Учитель:

Сейчас мы с вами, отвечая по цепочке, познакомимся. А поможет нам в этом вот этот волшебный кубик.

Меня зовут Лидия Петровна (передаю следующему)

Учащиеся:

Иван, Настя …

4. Знакомство с правилами поведения в школе

Учитель:

Парта – это не кровать,

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

Учитель спросит – нужно встать,

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь, не шуми,

А только руку подними.

5.Сообщение темы занятия

Учитель:

Сегодня мы будем работать над упражнениями, которые требуют от вас активности рук, глаз, слуха.

И у нас на занятии сейчас появится, … угадайте что.

Посмотрите дом стоит
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.

Учащиеся:

Аквариум

(Учитель открывает или показывает рисунок аквариума)

Учитель:

Ребята, а для кого этот домик?

Учащиеся:

Для рыбок.

Учитель:

А что вы заметили?

Учащиеся:

Здесь нет рыбок.

Учитель:

Всё верно. Мы постепенно будем заполнять аквариум рыбками – это наша цель. Если вы постараетесь, то за каждое правильно выполненное задание в аквариуме появится новая рыбка.

6.Развитие речи

Учитель:

Отгадайте загадку:

К нам из сказки приплыла,

Там царицею была.

Рыбка эта непростая,

Рыбка эта...

Учащиеся:

Золотая.

Учитель:

Правильно. Это золотая рыбка. Вы уже слышали сказку о ней? А кто ее написал?

Учащиеся:

А. С. Пушкин.

Учитель:

А где жила золотая рыбка в сказке?

Учащиеся:

В море - океане.

Учитель:

Правильно. Вы отгадали мою загадку и ответили правильно на все мои вопросы, и в нашем аквариуме появляется первая рыбка.

(Учитель прикрепляет рыбку)

Рассматривание картины «Золотая рыбка». Беседа

Цель: расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки», совершенствование диалогической речи.

Учитель показывает картину, на которой изображена золотая рыбка в аквариуме и позволяет детям 20 - 30 секунд полюбоваться золотой рыбкой, а затем задает вопросы и руководит наблюдением.

Учитель:

Кто это?

Учащиеся:

Золотая рыбка.

Учитель:

Как вы догадались?

Учащиеся:

Она оранжевая, золотая, как в сказке.

Учитель:

Что делает золотая рыбка?

Учащиеся:

Она плавает.

Учитель:

Что вы еще можете сказать о золотой рыбке? Какая она?

Учащиеся:

Она очень красивая, сказочная.

Учитель:

Правильно. Посмотрите на рыбку внимательно. У неё есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуёй. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?

Учащиеся:

Чтобы плавать.

Учитель:

Конечно же! Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники».

А чем питается золотая рыбка?

Учащиеся:

………..

Учитель:

Правильно её кормит человек сухим кормом.

Вы правильно ответили на все мои вопросы, и в нашем аквариуме появляется ещё одна рыбка.

(Учитель прикрепляет рыбку)

7. Физкультурная минутка «Рыбка»

Цель: координация речи с движением, развитие подражательности, уточнение словаря по теме.

Учитель:

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело гулять.

(Соединяют поочередно пальчики от указательного до мизинца и обратно)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Погрозить указательным пальцем)

Мы хотим тебя поймать.

(Закручивают руками вперед - назад)

Рыбка спинку изогнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Крошку хлебную взяла.

(Показать руками хватательные упражнения)

Рыбка хвостиком махнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Очень быстро уплыла.

И в нашем аквариуме появляется ещё одна рыбка.

(Учитель прикрепляет рыбку)

8. Игра «Ловля рыбок»

Интереснее играть с несколькими детьми. В игру можно взять взрослых.
Участники становятся в хоровод, берясь за руки, и поднимают руки вверх. Несколько других детей будут рыбками. «Рыбки» бегают произвольно, то забегая внутрь круга, то выбегая из него, пока звучит какая-то музыка или бубен ведущего. Как только музыка прекращается, хоровод должен дружно опустить сцепленные руки вниз и «поймать рыбок». Что делать с пойманными рыбками решайте сами.

(Учитель прикрепляет рыбку)

9. Изготовление ёлочной игрушки «Рыбка»

Учитель:

А сейчас я предлагаю каждому из Вас сделать свою золотую рыбку и отпустить её в аквариум.

(Если дети хорошо подготовлены, то они сами по шаблону делают рыбку, если подготовлены слабо, то учитель вырезает заготовки деталей сам, а дети только склеивают рыбку).

План работы:

    Обводим и вырезаем одну деталь туловища из двухцветной жёлтой бумаги.


    Обводим и вырезаем две детали глаза (чёрным или синим цветом)

    Склеиваем рыбку.

Учитель:

А теперь мы наших рыбок отпустим в наш аквариум.

(Дети прикрепляют своих рыбок)

10. Игра с кубиком «Назови ласково».

Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) . Развитие ловкости.

Учитель:

Встаньте в круг. Поиграем с цветным мягким кубиком. Я буду бросать вам кубик, и называть слова, а вы будете ловить кубик и называть это слово ласково.

Учитель – учащийся:

рыба - рыбка

11.Разминка для пальцев:

Учитель:

    вращение кистей;

    сжимание и разжимание пальцев в кулак;

    «погладим котёнка» поглаживающие движения рук;

    «кольцо» соединяем большой и указательный пальцы;

    ладонь – ребро – кулак;

    «расслабление» опустить руки вниз, встряхнуть их.

(Учитель в аквариум добавляет рыбку)

12.Обведи по контуру и раскрась

Цель: развитие мелких мышц руки, ориентировки в пространстве.

Учитель:

Ребята, сколько здесь рыбок?

Учащиеся:

На картинке две рыбки.

Учитель:

В какую сторону плывут рыбки?

Учащиеся:

Одна рыбка плывёт влево, а другая вправо.

Учитель:

Обведите рисунок по контуру.

(Дети выполняют задание)

Рыбку, которая плывёт влево, раскрасьте жёлтым и красным цветом.

(Дети выполняют задание)

Рыбку, которая плывёт вправо, раскрасьте синим и зелёным цветом.

(Дети выполняют задание.)

Молодцы! Вы замечательно справились с заданием.

(Учитель в аквариум добавляет рыбку)

13. Игра «Найди двух одинаковых рыбок»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления.

(Учитель в аквариум добавляет рыбку)

14. Игра «Аквариум»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, ориентировки в пространстве.

(В данной игре дети могут подойти к доске, посчитать, показать предметы)

Учитель:

Ребята, посмотрите, сколько рыбок появилось в нашем аквариуме.

Учащиеся:

Учитель:

Какие по размеру в нашем аквариуме рыбки?

Учащиеся:

Большие и маленькие.

Учитель:

Сколько здесь маленьких рыбок?

Учащиеся:

…….

Учитель:

Сколько здесь больших рыбок?

Учащиеся:

Учитель:

Ребята, а каких рыбок больше?

Учащиеся:

Маленьких рыбок больше.

Учитель:

А на сколько маленьких рыбок больше, чем больших?

Учащиеся:

……..

Учитель:

Покажите рыбок, которые плывут влево.

Вправо.

Покажите рыбок, которые плавают вверху аквариума.

На дне аквариума.

15.Игра «Удочка»

Игра "Удочка" проводится так. Дети становятся в круг - это рыбки, в центре рыбак, в руках у него верёвочка с мешочком на конце или скакалка, он раскручивает верёвочку, а дети прыгают. Кого задел, тот пойман и выходит из игры.

(Учитель прикрепляет рыбку)

16.Итог занятия

Цель: оценка работы детей.

Учитель:

С кем вы познакомились сегодня?

Учащиеся:

С золотой рыбкой.

Учитель:

Какая она?

Учащиеся:

Красивая, золотая, проворная, небольшая.

Учитель:

Где она живет?

Учащиеся:

В аквариуме.

Учитель:

Что она делает?

Учащиеся:

Она плавает в аквариуме и радует нас.

Учитель:

Чем её можно кормить?

Учащиеся:

Сухим кормом.

17. Рефлексия

Учитель:

Вы очень хорошо работали на занятии, были внимательными, старались правильно говорить. Вы молодцы.

А теперь выберите такой смайлик, с каким настроением вы уходите с занятия.



(Ребята выбирают смайлики и вывешивают их на доску)

Используемые источники:

Источники информации:

Гин С. И., Прокопенко И. Е. Первые дни ребёнка в школе. Пособие для учителей первых классов. М.: Вита-Пресс, 2004, 80 с.

Журнал «Начальная школа», № 5, 1998 год, с.96-98

Загадка об аквариуме

План-конспект занятия по развитию речи «Аквариумные рыбки»

Игра «Ловля рыбок»

Картинки:

Золотая рыбка в аквариуме

Рыбки для раскрашивания

Смайлик 2

Шаблоны и изделие «Золотая рыбка» авторские