Меню Рубрики

Рациональное питание. Принципы рационального питания и его значение

Вопросы питания занимают сейчас ведущее место во всех научных и медицинских трудах. Ведь продукты, которые человек ест, сильно влияют на его здоровье. Поэтому все больше людей стали интересоваться, что такое рациональное питание. Принципы рационального питания подробно изложены во многих медицинских статьях, и при желании можно научиться есть так, чтобы еда приносила только пользу. Но не только состав рациона человека влияет на его здоровье. Важно все: сколько он ест, когда, какие промежутки между приемами пищи соблюдает, как сочетает продукты между собой. Особенно важно обращать на это внимание при питании детей, пожилых людей и тех, кто страдает какими-либо заболеваниями.

Почему питание так важно?

Каждому человеку ясно, что еда является обязательным условием поддержания жизни и здоровья человека. В чем же заключаются ее функции?

1. В обеспечении организма человека энергией. Поэтому основы рационального питания обязательно учитывают энергетические затраты человека. И потребляемая пища должна восполнять их, но не более. Иначе излишки будут откладываться в виде жира.

2. С пищей должны поступать в организм вещества, которые используются им для строительства клеток. Это прежде всего белки, важны также минеральные вещества, жиры и углеводы.

3. Еще одной функцией питания является снабжение организма витаминами, необходимыми для производства некоторых ферментов и гормонов.

4. Недавно ученые определили, что от питания также зависит иммунитет. То, что человек ест, напрямую влияет на защитные силы организма и способность его сопротивляться болезням.

Именно поэтому так важно знать, что такое рациональное питание. Принципы рационального питания обязательно учитывают эти функции.

Значение основных питательных веществ

Белки - самые необходимые вещества для организма. Они используются для строительства клеток, производства гормонов и в качестве источника энергии. Человеку необходимо употреблять в сутки, в зависимости от пола и возраста, около 100 граммов белков.

Жиры Они должны составлять примерно 35 % объема суточного рациона. Причем более полезными являются растительные жиры, содержащие ненасыщенные жирные кислоты и витамины.

Углеводы также служат источником энергии. Их нужно употреблять до 500 граммов в сутки в зависимости от энергозатрат человека. Но избыточное их количество может привести к ожирению, так как если они не переработались в энергию, то превращаются в жир.

Витамины и минеральные вещества также необходимы для нормальной жизнедеятельности человека. Важно учитывать, что они не образуются в организме, а поступают только с пищей.

Рациональное питание: понятие и принципы

Пища должна обеспечивать рост и правильное развитие человека, улучшать его здоровье и способствовать профилактике заболеваний. Она должна быть сбалансирована по энергозатратам, содержанию питательных веществ в соответствии с полом и возрастом. Только в этом случае можно говорить о рациональном питании. Каждый человек должен стремиться к этому, только тогда он сможет наслаждаться своим здоровьем. К принципам рационального питания относятся:

Умеренность, которая не позволяет потреблять с пищей энергии больше, чем ее расходуется в процессе жизнедеятельности;

Разнообразие - очень важный принцип рационального питания. Человечество использует в пищу тысячи разных продуктов в самых разнообразных комбинациях. Но основой их являются белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества. Чтобы все они поступали с пищей в организм человека, рацион должен быть как можно более разнообразным;

Режим питания также очень важен для здоровья. Причем этот принцип особенно часто нарушается людьми.

Почему так важна умеренность в еде?

При составлении рациона питания необходимо соблюдать баланс между расходуемой энергией и поступающей с пищей.

Для этого учитывается пол, возраст, масса человека и род его деятельности. Нормы и принципы рационального питания измеряют энергозатраты в килокалориях. Например, для человека, занимающегося умственным трудом, они составляют около 2500 ккал, а для спортсменов - 4000 ккал. Если же с пищей поступает меньше энергии, то организм расходует собственные запасы в виде жира и гликогена. При длительном голодании или недостаточном питании начинают расходоваться также белки, что приводит к дистрофии мышц. Но и избыточное поступление с пищей энергии также вредно. Все, что не израсходовалось, откладывается в виде жировой ткани. Поэтому так важен в питании. Количество потребляемой пищи и ее состав должны зависеть от возраста, массы тела, физической активности и даже места проживания человека.

Сбалансированность рациона

Очень много моментов должно учитывать рациональное питание. Принципы рационального питания обязательно включают в себя знания о качественном составе пищи. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека необходимо, чтобы все пищевые вещества поступали с пищей в определенном соотношении. В среднем для обычного занимающегося умственным трудом, рекомендуется такое соотношение: одна часть белков, одна часть жиров и четыре части углеводов. Важно также, чтобы с пищей человек потреблял достаточное количество витаминов и минеральных веществ.

Что нужно знать о составе пищи и количестве ее основных ингредиентов?

1. Человек должен потреблять около 1 грамма белка на килограмм веса. В среднем это получается 50-80 граммов. Причем количество животного и растительного белка должно распределяться примерно поровну. По данным исследований, избыточное потребление белков приводит к снижению работоспособности и развитию утомления. Ведь на его переработку расходуется много энергии. Белок есть в мясных и молочных продуктах, орехах, бобовых и гречневой крупе.

2. Жиры очень важны для обеспечения организма энергией и участия в строительстве клеток. Кроме того, только в их присутствии могут усваиваться некоторые витамины. В среднем человеку необходимо потреблять около 100 граммов жиров. Причем самыми важными являются те, которые содержат незаменимые жирные кислоты и жирорастворимые витамины. В основном это растительные жиры, которых нужно потреблять больше, чем животных. А вот от маргарина и искусственных масел стоит отказаться, так как они плохо усваиваются.

3. Углеводы - это основной источник энергии. Обычному человеку в среднем требуется 400-500 граммов, основную часть из которых должен составлять крахмал. При обычном питании за счет углеводов образуется 60% всей энергии. Получить их человек может из меда, фруктов и ягод, сахара, некоторых овощей и зерновых продуктов.

4. Витамины являются необходимым средством для образования ферментов и гормонов. В основном они попадают в организм с пищей. Больше всего их в овощах и фруктах, хлебе и крупах. При недостатке витаминов развиваются некоторые заболевания и наблюдается снижение иммунитета и работоспособности.

5. Минеральные вещества очень важны для поддержания нормальной жизнедеятельности человека. Чтобы не наблюдался их недостаток, рацион человека должен быть разнообразным.

6. Клетчатка необходима для нормальной работы пищеварительного тракта, хотя она и не переваривается. Она очень нужна для нормализации микрофлоры кишечника и выведения из организма шлаков и токсинов. Клетчатка содержится в овощах и фруктах, бобовых и зерновых продуктах. Только употребляя ее в достаточном количестве, можно сохранить здоровье и предотвратить появление некоторых заболеваний.

Режим приема пищи

Кроме качественного состава очень важно соблюдать правильный режим питания. В основном он регулируется чувством голода, но в некоторых случаях человек допускает переедание. Это стало настоящим бичом современного человечества. Поэтому сейчас значение рационального питания в том, что людей учат не только руководствоваться аппетитом, но и придерживаться некоторых правил:

Нужно соблюдать постоянство в приеме пищи по времени суток. В этом случае организм вырабатывает условный рефлекс и к определенному времени выделяются слюна и желудочный сок, что обеспечивает лучшее переваривание пищи;

Питание должно быть дробным. Учеными доказано, что двухразовый прием пищи опасен для здоровья. Лучше всего есть 3-4 раза в день, но маленькими порциями. Иногда целесообразно бывает добавить еще пару приемов пищи без увеличения общего ее количества;

И завтрак, и обед, и ужин должны быть сбалансированы по содержанию питательных веществ. Нужно подбирать такие продукты, чтобы при каждом приеме пищи организм получал белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины в их рациональном соотношении;

Очень важно правильно выбрать время завтрака, обеда и ужина, а также распределить объем еды. Нужно стараться, чтобы между основными приемами пищи проходило 4-6 часов, а от ужина до сна оставалось 2-3 часа. Основной объем еды должен приходиться на обед, на втором месте - завтрак, на ужин же нужно есть поменьше.

Правила питания в повседневной жизни

Почти каждому человеку ясно, как важно для здоровья рациональное питание. Принципы рационального питания изложены во многих медицинских трудах. Но не всем понятны научные термины, и для обычного обывателя такие идеи сложно применить в жизни. Поэтому можно сформулировать некоторые правила, которые более понятно излагают основы рационального питания:

Не переедать;

Следить за доброкачественностью пищи: она должна быть неиспорченной и не зараженной микроорганизмами;

Питаться как можно более разнообразно;

В способах приготовления отдавать предпочтение варке и есть больше сырых овощей и фруктов;

При приобретении готовой еды обязательно обращать внимание на состав и калорийность, указанные на этикетке;

Тщательно пережевывать пищу;

Есть нужно чаще, но маленькими порциями;

Употреблять достаточное количество воды;

Постараться исключить из употребления соль, сахар, кофе, алкогольные напитки, консервы, торты, рафинированные продукты и копчености;

Стараться чаще включать в рацион свежие овощи и фрукты, мед, зелень, орехи и крупы;

За стол следует садиться только в хорошем настроении и во время еды не отвлекаться на посторонние предметы.

Раздельное питание

Ученые выяснили, что переваривание пищи происходит под влиянием различных ферментов. Чтобы ее компоненты усваивались правильно и не нарушался сложный процесс пищеварения, рекомендуется использовать в питании определенные правила:

Не смешивать крахмал с кислыми продуктами;

Белковую и крахмальную пищу лучше употреблять в разное время;

Сахар тормозит секрецию желудка, поэтому нежелательно есть его с белками и крахмалами;

Желательно употреблять жидкость отдельно от твердой еды;

Яблоки, виноград и другие фрукты нужно есть за 1-2 часа до основного приема пищи. А груши лучше употреблять после еды;

Жиры также задерживают процесс пищеварения, поэтому их большое количество может привести к проблемам.

Значение рационального питания

Большая часть людей в настоящее время питается неправильно, чем наносит непоправимый вред своему здоровью. И связано это прежде всего с недостатком знаний по этому вопросу. И все больше людей страдают от нарушения обмена веществ, вызванного неправильным питанием. Это приводит к появлению нервных и психических заболеваний, авитаминозов, болезней печени и крови. Поэтому рациональное питание и его принципы должны быть известны всем, кто хочет оставаться здоровым. Нарушение этих правил ведет к снижению работоспособности, сопротивляемости болезням и продолжительности жизни. Правильная еда нужна человеку не только для восполнения энергетически затрат и роста, но и для поступления необходимых витаминов и микроэлементов, не синтезируемых организмом. Их баланс способствует нормальному течению всех процессов жизнедеятельности. Рациональное питание способствует более полному усвоению питательных веществ.

Лечебное и диетическое питание

Все рекомендации, относящиеся к пище, можно применить только к обычному, здоровому человеку. Обычно они не учитывают индивидуальных особенностей организма. Поэтому при наличии каких-либо отклонений в здоровье применяются диеты. Принципы рационального и диетического питания в основном похожи, но диеты кроме утоления голода и поступления в организм необходимых веществ должны способствовать укреплению здоровья и помогать в излечении заболеваний. Существуют следующие виды диет:

Лечебные;

Возрастные;

Для коррекции веса;

Для беременных и кормящих женщин;

Спортивные;

Предназначенные для людей определенных профессий.

Диеты при некоторых заболеваниях

Принципы рационального и лечебного питания предусматривают не только особый режим приема пищи, но и отказ от продуктов, которые могут нанести вред здоровью. Рацион играет огромную роль в лечении большинства заболеваний. При некоторых патологиях необходимо увеличивать или уменьшать количество белков, жиров или углеводов.

Питание при ожирении должно быть сбалансированным. Необходимо строго следить за количеством потребляемых калорий, отказаться от сахара, соли, мучных изделий, жирных продуктов и алкоголя.

Принципы рационального питания при рахите предусматривают введение в рацион ребенка достаточного количества продуктов, богатых фосфором и магнием, витамином Д и кальцием. Прикорм больным детям дают уже в 4 месяца. В рацион им нужно вводить овощные пюре, протертый желток, печень и мясо.

Еще одно заболевание, при котором очень важно соблюдать определенную диету, - это гипотиреоз. Необходимо снизить количество потребляемых углеводов, соли и жидкости. Полезны, наоборот, овощи и фрукты, кисломолочные продукты, мясо и ржаной хлеб. Принципы рационального питания при гипотиреозе предусматривают ограничение жиров и легкоусвояемых углеводов, но увеличение белков.

Правила питания детей

Недостатки в организации питания сильнее всего отражаются на детях. Это приводит к задержке их роста и развития и к появлению различных заболеваний. Поэтому так важно соблюдать основные принципы рационального питания детей. Необходимо следить, чтобы рацион ребенка не был перегружен углеводами, поэтому надо ограничивать употребление сахара, выпечки и кондитерских изделий. Исключить из питания детей нужно также газированные напитки, полуфабрикаты, колбасы и фастфуд. Эта пища кроме вреда ничего не принесет. Особо же нужно обращать внимание на то, чтобы в детском питании было достаточно витаминов и минеральных веществ, особенно кальция, йода, железа, фтора и фолиевой кислоты. В рационе ребенка должно быть много свежих овощей и фруктов, молочных и зерновых продуктов. Нужно, чтобы он ел орехи, мед, зелень и пил достаточно воды.

Рациональное питание-одно из условий сохранения жизни и здоровья человека. Роль питания в детском возрасте особенно ве­лика. Интенсивно протекающие процессы роста и развития, ха­рактерны для детского организма, обеспечиваются лишь при условии получения организмом в соответствии с возрастными потребностями энергетических веществ. Рациональное питание оказывает благо­приятное влияние на физическое и нервно-психическое разви­тие детей, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям; об этом важно знать родителям.

До поступления в детское учреждение родители получают реко­мендации по вскармливанию и питанию детей в детской поликлини­ке. Если в первые месяцы жизни ребенка у матери не хватает груд­ного молока, то недостающее количество компенсируют так назы­ваемыми «адаптированными» смесями (или, другими словами, при­ближенными по составу к женскому молоку), которые в настоящее время в значительном количестве выпускает наша промышленность. К ним относятся сухие молочные смеси, кисломолочные адаптированные смеси - ацидофильная смесь; кисломолочные продукты распространены в республиках Средней Азии.

Начиная с 4,5-5 месяцев ребенок нуждается в более разно­образном наборе продуктов - он получает прикорм: овощи, каши, творог, мясо (протертое) и т. д.

После года, особенно начиная со второй половины второго года жизни, ассортимент продуктов расширяется; если нет каких-либо противопоказаний по состоянию здоровья, ребенок ест практически все, но на втором году жизни, пища пока еще измельчена.. На про­тяжении всех периодов детства ребенок должен получать не менее 500,0 молока в сутки, пища должна быть витаминизированной.

К сожалению, практика показывает, что на втором году жизни ребенка не все родители внимательно относятся к советам врача по организации правильного питания дома и в дошкольные учреждения такие дети пос­тупают неподготовленными: едят только слишком измельченную или од­нообразную пищу, не умеют есть самостоятельно, а некоторые получают пи­щу только из соски,

Следует четко представлять, что является важнейшими компо­нентами пищи, которые усваиваются организмом в процессе пище­варения. Особое место занимают белки. Они служат основным плас­тическим материалом для строительства клеток и тканей. При дли­тельном недостатке в организме белка отмечается задержка в физи­ческом и умственном развитии ребенка, снижается сопротивляе­мость его к возбудителям различных болезней.

Важно не только количество, но и качество белка. Полноценными белками богаты мясо, яйца, молоко, сыр, творог, из растительных продуктов - пшеница, бобовые, крупы, картофель.

Оптимальный аминокислотный состав пищевого рациона дости­гается только при правильном сочетании белков животного и рас­тительного происхождения. Чем младше ребенок, тем больше он должен получать белков животного происхождения (от 1 года до 3 лет -75%, от 4 до 6 лет -65%, от 7 лет и старше -50%). Орга­низм ребенка может строить свои собственные белки только при на­личии всех аминокислот, находящихся в пище в определенных соот­ношениях.

Отрицательное влияние на организм оказывает не только ма­лое количество белка, но и его избыток. Это приводит к нарушению работы почек, повышает предрасположенность к аллергическим заболеваниям.

Важное значение в питании детей имеют жиры. Они обеспе­чивают энергетические траты, способствуют лучшему усвоению бел­ков, являются носителями жирорастворимых витаминов. Однако как избыток жира, так и недостаточное его количество отрицательно влияют на организм. В первом случае нарушается усвоение белка, угнетается секреция пищеварительных желез, возникает ожирение, нарушающее деятельность внутренних органов и систем. При недос­татке жира замедляется рост и развитие организма, снижается его сопротивляемость к инфекциям, появляются воспалительные изме­нения на коже, расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта. Кроме количества, важен также и состав жира, наличие в нем так называемых ненасыщенных жирных кислот, которые со­держатся главным образом в растительном масле.

К основным пищевым веществам относятся также углеводы. Они являются главным источником энергии, способствуют нормальному перевариванию и усвоению жиров и белков, богаты клетчаткой, улучшающей передвижение пищевых масс по кишечнику. При не­достаточном поступлении углеводов с пищей нарушается усвоение других пищевых веществ (белков и жиров), ухудшается пищеваре­ние. При избытке углеводов происходит усиленное образова­ние жира, понижается сопротивляемость детского организма забо­леваниям, повышается вероятность появления аллергических реакций.

Обязательной составной частью пищевого рациона яв­ляются минеральные вещества.

Ребенку они нужны для пра­вильного роста и развития кост­ной, мышечной, кроветворной и нервной ткани. В случаях недос­таточного поступления в орга­низм минеральных веществ воз­никают различные нарушения обменных процессов. Среди ми­неральных веществ особое зна­чение для детей имеет кальций, который принимает актив­ное участие в образовании кост­ной ткани, зубов, необходим для правильного функционирова­ния нервной и мышечной сис­тем, участвует в процессах свер­тывания крови. Фосфор необ­ходим для Нормального роста и развития костной ткани, дея­тельности головного мозга, при­нимает участие в белковом и жировом обмене. .Железо яв­ляется составной частью гемо­глобина, при его недостатке возникает определенная форма малокровия (так называемая железодефицитная анемия). Очень важным является также снабжение организма ребенка солями магния, натрия и калия. Эти элементы регули­руют солевой обмен.

В пище ребенка должны присутствовать и микроэлемен­ты - вещества, содержащиеся.в организме в очень малых ко­личествах, но необходимые для его жизнедеятельности. К мик­роэлементам относятся цинк, медь, марганец; кобальт, фтор, йод и др. Доказано, что они выполняют функцию уско­рителей химических реакций в организме, входя в состав фер­ментов, гормонов. Микроэлементами богаты печень, яичный желток, овощи.

Нельзя не сказать и о воде, которая также является компо­нентом пищи, Все процессы об­мена веществ, происходящие в организме, возможны только при участии воды, благодаря растворению в ней многих хи­мических соединений. Она не­обходима для удаления шлаков из организма, так как конечные продукты обмена выводятся в виде водных растворов. Вместе с растворимыми минеральными веществами вода обеспечивает постоянство внутренней среды организма. Для ребенка вреден как избыток», так и недостаток воды. При избыточном введении жидкости происходит набуха­ние клеток и тканей, возникают дополнительные нагрузки на сердечно-сосудистую систему, почки. Недостаточное количест­во воды приводит к развитию сгущения крови, повышению температуры, нарушению про­цессов пищеварения.

Потребность ребенка в воде зависит от возраста: чем млад­ше ребенок, тем в больших ко­личествах жидкости на 1 кг мас­сы тела он нуждается. Потреб­ность ребенка в воде удовлет­воряется в основном за счет жидкости, входящей в состав пищи. При достаточном коли­честве жидкости в пище потреб­ность в дополнительном питье у маленьких детей невелика и составляет до 100 мл в сутки.

Последнее, на что следует обратить внимание, говоря о различных компонентах пи­щи,- это витамины. Их значе­ние в питании ребенка очень велико. Они регулируют процессы обмена, играют большую роль в повышении сопротивляе­мости детского организма, тес­но связаны с процессам/и роста и развития, входят в состав ферментов, участвуют в процес­сах кроветворения. Витамины частично образуются, в организ­ме, но большая их часть вводит­ся с пищей.

Витамины делятся на две большие группы: растворимые в воде (водорастворимые) и растворимые в жирах (жиро­растворимые). К водораст­воримым витаминам относятся аскорбиновая кислота (витамин С), тиамин (вита­мин B1), рибофлавин (вита­мин В2)., пиридоксин (вита­мин B6), кобаламин (витамин В12), пантотеновая кислота (ви­тамин В5).

К жирорастворимым витаминам относятся рети­нол (витамин А), токоферол (витамин Е), кальциферол (ви­тамин D 2), викасол (вита­мин К)

При достаточно полноцен­ном и разнообразном питании, включающем овощи и фрукты, организм получает необходи­мое количество витаминов. Вес­ной в пищу ребенка обязатель­но следует дополнительно вво­дить витамин С.

На протяжении первых трех лет жизни ребенка важно пра­вильно осуществлять методику его кормления. Выработка по­ложительного отношения к приему пищи, к вводимым но­вым пищевым продуктам, нако­нец, формирование навыка са­мостоятельной еды имеет боль­шое значение для здоровья и развития малыша. Этот процесс начинается с периода новорож денности.

Существенным в методике кормления детей до 1 года яв­ляется обязательное при искус­ственном и смешанном вскарм­ливании применение смесей или других видов докорма (до 3- 4 месяцев) через соску, так как такой прием пищи наиболее фи­зиологичен в данном возрасте. Если ребенок получает докорм из-за нехватки у матери грудно­го молока, то это дается после того, как ребенок высосал ка­кое-то количество молока из груди матери. Если сначала да­вать пищу из бутылочки, а по­том грудь, то он перестанет брать грудь и, таким образом, лишится даже того количества молока, которое есть у матери.

Прикорм следует давать в начале кормления; будучи го­лодным, он охотнее ест непри­вычную для него пищу. Кормят малыша из ложки, так как это обычно уже густая пища, ее ре­бенок дольше держит во рту, чтобы появилась слюна, что готовит его к процессу же­вания.

В начале второго года жиз­ни надо стараться формировать у ребенка навык самостоятель­ной еды; это важно для активи­зации всей системы пищеваре­ния и для развития у него зубо-челюстного аппарата, своевре­менной выработки культурно-гигиенических навыков во вре­мя еды. Тогда уже к 3 годам жизни малыш может самостоя­тельно и аккуратно есть не толь­ко твердую, но и жидкую пищу, при этом пользоваться ложкой, салфеткой, учится пользовать­ся вилкой.

Для обеспечения физиологических потребностей дети в возрасте старше года должны получать пищу 4 раза в сутки. Однако до 1,5 лет они могут получать пятое кормление - кефир или молоко (если ребенок просыпается в 23-24 часа или в 6 часов утра).

Наиболее целесообразным нужно считать режим питания, при котором завтрак и ужин составляют по 25% всей суточной нормы, обед -35%, полдник -15%. Пища ребенка до 1,5 лет должна быть, как указывалось выше, измельченной. Необходимо следить, чтобы продукты высокой калорийности ребенок получал в первую половину дня (о калорийности продуктов см. на с, 14).

Процесс еды следует организовать так, чтобы у детей возникло положительное отношение к пище. Не следует насильно кормить ребенка или отвлекать его во время приема пищи. Большое значение для сохранения аппетита имеет общий режим дня.

Пища ребенка должна быть разнообразной начиная с первых месяцев жизни. Даже при грудном вскармливании детям с первого месяца рекомендуется вводить соки, а с 1,5 месяцев - фруктовое пюре. Соки вводят в рацион питания постепенно, начиная с 0,5-1 чайной ложки (5 мл) в день, увеличивая это количество на 5 мл ежедневно, и в течение недели доводят до 30-35 мл. Давать соки следует после еды, так как их употребление перед едой может пони­зить аппетит - они содержат сахар. Из соков лучше использовать яблочный, черносмородиновый, абрикосовый, морковный, томатный. Клубничный и земляничный соки на первом году жизни давать не следует, так как эти ягоды очень трудно промыть и, кроме того, они часто вызывают экссудативные проявления. Сок цитрусовых (апель­синовый, мандариновый, лимонный) надо давать с осторожностью: эти продукты также могут вызывать у детей аллергические реакции. Не рекомендуется на первом году жизни поить ребенка и виноград­ным соком, который нередко вызывает усиленное брожение в ки­шечнике.

С 1,5-2 месяцев в рацион питания можно вводить яблочное пюре. Начинают давать его с 1 чайной ложки и постепенно увели­чивают дозу до 50 г, а к 10-12 месяцам - до 100 г. Фруктовое пюре можно делать и из других фруктов, обладающих нежной клет­чаткой (например, бананы). Детям, страдающим запорами, реко­мендуется давать пюре из чернослива (от 2 до 4 чайных ложек в день в зависимости от возраста ребенка). Используют и консервирован­ные фруктовые пюре, выпускаемые нашей промышленностью для детского питания.

С 3,5 месяцев в питание ребенка необходимо включать творог. Начинают давать, его по 1 чайной ложке, постепенно увеличивая это количество до 40 г (8 ч. л.). В этом же возрасте начинают вво­дить в рацион сливки-5-10 мл (1-2 ч. л.). С 4 месяцев дают яичный желток как источник кальция, фосфора, железа и витами­нов A, D, В), Во, РР, а также как продукт, содержащий легко усваи­ваемый и ценный белок. Желток лучше давать с кашами и с овощным пюре. Сначала дают 1/4 желтка, а с 5 месяцев -1/2 яичного желтка; давать его следует в вареном виде.

С 4,5 месяцев вводится прикорм в виде овощного пюре. Начи­нают давать его с 3-4 чайных ложек и постепенно, в течение 10-12 дней, норму питания доводят до 100-Г50 г. Пюре должно быть хорошо гомогенизировано и не вызывать затруднений при гло­тании. Овощное пюре дается в одно из грудных кормлений, лучше днем. Не рекомендуется начинать прикорм в жаркие дни и при заболевании ребенка, так как в этих случаях новая пища может плохо перевариваться и вызывать кишечные расстройства. К овощ­ному пюре можно добавлять 5 г сливок, а в дальнейшем - протер­тое мясо. Используют и овощное пюре, выпускаемое промышлен­ностью. Очень полезны и обладают хорошими вкусовыми качества­ми овощные пюре, приготовленные из нескольких видов овощей - картофеля, горошка, моркови, кабачков и др. Консервированные пюре дают так же, как и приготовленные в домашних условиях: начинают с 1-3 чайных ложек и постепенно доводят до 100-150 г.

С 5,5-6 месяцев вводят второй прикорм - каши, сначала 5- 8, а затем 1.0%. Предпочтение следует отдавать смешанным кашам, которые готовятся из муки различных круп (овсяной, гречневой, рисовой). Каши готовят на цельном молоке с добавлением сахара (5 г на 100 г каши) и сливочного масла (3 г на 100 г каши).

С 7 месяцев для повышения секреторной активности желез пищеварительного тракта в питание’ ребенка включается мясной бульон, богатый экстрактивными веществами в количестве 20- 30 мл. Бульон дается с белым сухариком (2-3 г).

С 7,5-8 месяцев следует вводить мясо в виде фарша (10-20 г) из говяжьего или куриного мяса. В этом же возрасте третье кормле­ние заменяется цельным молоком или кефиром с сухариками или печеньем.

Режим кормления в этом возрасте целесообразно построить сле­дующим образом: в б часов утра-грудное молоко; в 10 часов - завтрак: 8-10% молочной каши (180 г) с половинкой яичного желт­ка, яблочное пюре (50 г); в 14_часов - обед: мясной бульон (50 г) с сухарем (5 г), овощное пюре (180 г), мясной фарш (30 г), фрукто­вый сок (40-50 г); в 18 часов - кефир или цельное молоко; в 22 ча­са - грудное молоко (или адаптированную молочную смесь при искусственном вскармливании).

С 10 месяцев мясной фарш можно заменить фрикадельками, а позже паровыми котлетами. Детям разрешается давать мясные консервы, выпускаемые промышленностью специально для детского питания.

В этом же возрасте желательно ввести в рацион ребенка-рыбу нежирных сортов (судак, треска и др.). Рыба дается вместо мяса в виде фарша на обед с овощным пюре. При наличии аллергических реакций кормить ребенка рыбой не рекомендуется. Детям-аллерги­кам следует исключать из рациона те, пищевые продукты, которые усиливают проявление экссудативного диатеза. После года посте­пенно продолжают разнообразить пищу. До 1 года б месяцев ее дают еще в достаточно измельченном виде, а затем малыша посте­пенно переводят на общий пищевой режим.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Когда речь идет о питании, редко используется слово «культура». Жаль! «Живем не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить», - часто цитируем мы, и формируется представление о питании как о процессе обеспечения «техническим топливом», на котором организм должен работать. Главное, организовать поставку топлива, а уж когда и как оно будет доставлено - это имеет второстепенное значение. Между тем А.П. Чехов - вот уж кого можно считать образцом подлинно культурного человека - утверждал, что тот, кто не придает питанию должного значения, не может считаться интеллигентом и достоин всяческого осуждения в "приличном обществе".

А какого человека можно считать культурным в плане питания? Не претендуя на строгую научность определения, скажем, что это тот, кто способен организовать свое питание в соответствии с потребностями своего организма, способствуя тем самым сохранению и укреплению здоровья. В основе такого «культурного» питания лежат 5 принципов. Основная задача формирования основ правильного питания заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить эти принципы.

Регулярность . Рекомендации соблюдать режим питания - не прихоть гигиенистов и диетологов , потребность в регулярном приеме пищи обусловлена законами деятельности нашего организма. Все процессы, протекающие внутри нас (дыхание, биение сердца, деление клеток, сокращение сосудов, в том числе и работа пищеварительной системы), носят ритмичный характер, и регулярность - непременное условие эффективного функционирования сложной биологической системы.
Режим питания призван обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня, вот почему должно быть как минимум 4 приема пищи. В дошкольном и младшем школьном возрасте - 4-5 приемов через каждые 3-4 часа (именно столько времени требуется на то, чтобы пища переварилась).

Надо сказать, что еда " по часам" важна в любом возрасте. Нерегулярное питание создает дополнительные нагрузки и напряжение в этом процессе, и… благоприятную почву для возникновения различного рода нарушений здоровья, причем не только физического, но и психического. Исследования ученых показали, что у детей, имеющих "вольный график" приема пищи, отмечается более высокий уровень тревожности, утомляемости, у них чаще возникают конфликты со сверстниками и педагогами, им сложнее учиться. Но согласитесь, мало, кто из взрослых, столкнувшись с подобного рода проблемами у собственного ребенка, задумается - а не режим ли питания (или, вернее, его отсутствие) тому причиной?

Привычка питаться регулярно должна воспитываться с раннего детства, и основа ее - организация питания в семье, позволяющая сформировать "рефлекс на время". Цель - появление у ребенка желания есть в "нужные" часы. А что надо знать и уметь самому ребенку? Уже у дошкольника должно быть сформировано представление о том, что ежедневная еда - это обязательно завтрак, обед, полдник, ужин.

Разнообразие . Наш организм нуждается в разнообразном пластическом и энергетическом материале. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества - все это мы должны получать из пищи. У каждого из перечисленных веществ свои функции: белки - основной строительный материал, из которого формируется и "ремонтируется" (в случае возникающих неполадок) тело, углеводы и жиры участвуют в энергообеспечении систем и органов, витамины - важнейший регулятор биологических процессов, протекающих в организме и т.д. Так что, перефразируя поэта, можно сказать: "вещества всякие нужны, вещества всякие важны!" Нехватка любого из них способна привести к возникновению серьезных сбоев в работе организма.

Вот почему так важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор, чтобы ему нравились разные продукты и блюда. Широта вкусовых пристрастий - залог того, что во взрослой жизни человек сумеет правильно организовать свое питание. В рацион ребенка необходимо включать все группы продуктов - мясные, молочные, рыбные, растительные. Одно и то же блюдо не следует давать ребенку в течение дня несколько раз, а в течение недели чаще 2 раз.

Нередко взрослые сталкиваются с проблемой необъяснимого на первый взгляд консерватизма ребенка в отношении еды. Мальчик или девочка готовы целый день питаться одной картошкой или макаронами, или, не прекращая, есть сосиски. Идти у них на поводу ни в коем случае не стоит (несмотря на то, что приверженность одному и тому же блюду в значительной степени облегчает жизнь маме), ведь такое питание никак нельзя назвать полноценным. Но вряд ли удастся решить проблему с помощью "диктаторских" мер, заставляя, есть то, "что положено" (вообще, насилие в деле питания - прием запрещенный). Попытайтесь помочь ребенку "распробовать" вкус разных блюд. Как этого добиться? Один из рецептов - предоставить возможность экспериментировать и самостоятельно создавать вкус и внешний вид блюда. Так, к примеру, в кашу (очень полезную, но не очень популярную у детей) можно добавлять варенье, сок (изменится цвет), сухофрукты, орехи, семечки… Картофельное пюре может быть выложено на тарелку скучной горкой, а может - в форме мишки, Чебурашки с глазками-горошинками и т.д. Такие эксперименты занимательны для ребенка, а практика показывает: интерес эстетический в скором времени превращается в интерес гастрономический.

Адекватность. Пища, которую съедает в течение дня ребенок, должна восполнять энерготраты его организма. А они немалые - ведь ребенок растет, в нем происходят сложнейшие функциональные перестройки. Но в каждом конкретном случае цифра эта может меняться в зависимости от пола, условий жизни, вида деятельности, состояния здоровья. Так, очевидно, что рацион и режим питания ребенка, активно занимающегося спортом , должен отличаться от рациона и режима питания его менее подвижных сверстников. Питание во время болезни - от питания в обычное время. Летний стол - от зимнего стола и т.д. вкусовой адекватность питание гигиена

В деле контроля адекватности питания основная ответственность - на взрослых. Но не стоит здесь лишать самостоятельности и ребенка. Уже у дошкольника должно быть сформировано представление о том, какое количество пищи для него недостаточно, достаточно и избыточно. Важно, чтобы мальчик или девочка понимали, что для здоровья опасно как недоедание, так и переедание, например, излишнее увлечение сладким. Ребенку можно предложить самостоятельно контролировать количество сладостей, которое он съедает в течение дня. При этом любимые лакомства не ставятся вне закона, их не относят к вредным продуктам, как порой рекомендуют некоторые методические пособия. Конечно, количество их должно быть ограничено, однако любой взрослый знает, как нелегко остановить сладкоежку. В этом случае мы рекомендуем переложить контролирующие функции на самого ребенка (задача взрослого - придумать для этого занимательную и интересную форму самоконтроля). Практика показывает, что ребенок в роли контролера самого себя очень успешно справляется с поставленной перед ним задачей.

Безопасность. Безопасность питания обеспечивают три условия - соблюдение ребенком правил личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами.

О том, что нужно мыть руки перед едой, известно даже самым маленьким. Но, к сожалению, знать не значит всегда выполнять. Желудочно-кишечные расстройства - одно из самых распространенных заболеваний в детском возрасте. В последние годы все чаще отмечаются вспышки гепатита, основная причина - несоблюдение элементарных гигиенических правил. Вот почему обучение правильному питанию должно включать и задачу формирования основных гигиенических навыков. Причем, подчеркнем, именно навыков, а не знаний о том, как это важно и полезно.

Уже к 5-6 годам ребенок получает некоторую самостоятельность в отношении собственного питания - может самостоятельно достать из холодильника и съесть йогурт, взять из вазочки печенье, яблоко и т.д. А значит, уже к этому возрасту у него должно быть сформировано представление о признаках, свидетельствующих о несвежести продукта (изменение запаха, цвета). Важно, чтобы ребенок знал: если есть даже небольшие сомнения в свежести продукта, есть его нельзя.

Такое же осторожное отношение должно быть сформировано и к незнакомым продуктам. Сегодня, когда от обилия ассортимента продуктовых магазинов рябит в глазах, порой трудно удержаться от соблазна попробовать что-то новенькое. В самом по себе желании нет ничего плохого. Но дело в том, что новые, нетрадиционные для нашей культуры питания продукты могут содержать незнакомые для нашего организма вещества, которые могут стать для него аллергенами. Поэтому важно, чтобы ребенок запомнил, что знакомство с новым продуктом или блюдом должно происходить только в присутствии взрослого.

Удовольствие . Почему-то, когда пишут о роли и значении питания, часто забывают об этой, весьма важной функции еды - доставлять удовольствие. А ведь приятные ощущения, которые возникают во время еды, имеют глубокий физиологический смысл, являясь показателем безопасности продукта (неприятный вкус воспринимается нашим организмом как сигнал тревоги - это есть нельзя!). Поэтому чем выше уровень развития вкусовой чувствительности, тем выше уровень защиты его организма.

Призыв к получению удовольствия от еды - это не призыв к обжорству. Ведь удовольствие возникает не от количества съеденного (скорее, здесь обратная зависимость - переедание "убивает" приятные ощущения), а от умения различать, дифференцировать вкусы и запахи, оценивать гармоничность их сочетания, внешний вид блюда и т.д. Понятно, что сформированность таких умений зависит от того, насколько разнообразна пища, которую ест ребенок и насколько вкусно она приготовлена (еще раз повторим: разнообразие, и вкусовые качества блюда напрямую не определяются его стоимостью, гораздо большее значение имеют тут кулинарные способности и кулинарный кругозор повара).

Важно, чтобы ребенок умел описывать запах, вкус блюда, не ограничиваясь простым «вкусно-невкусно». А для этого нужно, чтобы за обеденным столом взрослые вместе с ним обсуждали достоинства блюда. Ведь только так ребенок сможет понять, какой вкус называют "мягким", "кисло-сладким", "горько-сладким" и т.д.

И еще удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом . Здесь должно быть наложено табу на ссоры, выяснения отношений (какое уж тут полноценное переваривание, когда кровь пульсирует в висках, бешено сокращается сердце и кипят африканские страсти!) и воспитательные беседы! Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление - семейный стол - это место, где всем уютно, тепло, и, конечно, вкусно!

Как организовать процесс формирования навыков правильного питания ?

Итак, правильное питание должно быть регулярным, разнообразным, адекватным, безопасным и приносить удовольствие. Но как убедить ребенка в важности и необходимости соблюдения этих принципов?

Традиционный воспитательный прием взрослых, стремящихся сформировать у ребенка те или иные полезные привычки - объяснение их пользы для здоровья. «Будешь есть кашу - вырастешь и станешь сильным и крепким» или, наоборот, «Не будешь есть фрукты (заниматься физкультурой, закаляться и т.п.) - заболеешь…». Но является ли этот довод убедительным для ребенка? Нет! Ведь ему сейчас, в данный момент нужно отказаться от того, что приятно и вкусно, для того, чтобы когда-то в будущем получить «награду» (силу, рост, красоту). Как правило, здоровье для ребенка - это то, что дано ему от рождения, ему сложно осознать, почему нужно заботиться и укреплять его, если оно и так есть. Прогнозировать же последствия своего отношения к здоровью в настоящем на далекую перспективу способен далеко не каждый взрослый (что уж говорить о ребенке). Что же делать?

Один из вариантов - организовать этот процесс в виде игры . Игра - эта наиболее действенный для дошкольника и младшего школьника способ познания и взаимодействия с окружающим миром, в игре мальчик или девочка учатся общаться друг с другом и взрослыми, проверяют свои силы. Даже став более взрослым, подросток продолжает играть, только содержание и форма игры меняются. Итак, играем! Но пусть правила в этой игре будут особенные, связанные с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания. Вариантов тут множество - вести дневник, где ставить себе «улыбки» каждый раз, когда без напоминаний вымыл руки, организовать конкурс на самую необычную кашу, провести соревнование знатоков фруктов и овощей и т.д. Здесь можно использовать разные виды игр. Сюжетно-ролевая игра, основанная на каких-то знакомых ребенку эпизодах из жизни, может быть связана с отработкой навыков поведения за столом (к хозяевам пришли гости, нужно накрыть стол и занять гостей). Игра с правилами предполагает соревновательный характер взаимодействия ее участников: кто быстрее соберет овощи для салата, выберет блюдо для завтрака и т.д.

Эффект таких нехитрых с точки зрения взрослого, приемов оказывается очень высок, то что, не удавалось добиться за счет бесконечных напоминаний и нотаций, легко достигается в игре.

Формирование культуры питания - это всегда сотрудничество родителей и педагога. Но возникает опасность того, что определенные школой нормы будут идти вразрез с тем, что принято в семье. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом, заключается в эффективном взаимодействии с родителями. Первый шаг на этом пути - сформировать у взрослых членов семьи понимание важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья, расширить их осведомленность в этой области (вариантов много - лектории, клубы для родителей, выступление медиков, диетологов ). Второй шаг - убедить родителей в практической пользе воспитательной работы, проводимой школой. И третий - не допустить неуважительного отношения к традициям питания в семье. Упоминаемые педагогом продукты, блюда должны быть доступны для семей с различным уровнем достатка, знакомы всем детям. Кстати, нередко родители отрицательно относятся к идеи проведения занятий, связанных с воспитанием основ рационального питания, именно потому, что считают правильное питание весьма дорогим удовольствием, чувствуют свою вину за то, что не могут обеспечить его своим детям. Между тем, рациональное питание не обязательно дорого. Существует огромное количество недорогих, полезных и вкусных продуктов. Простой пример - источником витамина С может быть апельсин, который стоит недешево. А может - смородина, клюква, протертые с сахаром и не менее вкусные, чем заморский фрукт. На завтрак ребенку можно дать бутерброд с колбасой, а можно рисовую кашу с различными добавками (вряд ли стоит выяснять, какой из этих вариантов завтрака полезней).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность гигиены питания - отрасли гигиены, изучающей проблемы полноценного и рационального питания человека в зависимости от пола и возраста, профессии и характера труда, климатических условий и физической нагрузки. Гигиеническая характеристика фруктов.

    контрольная работа , добавлен 17.06.2010

    Особенности физиологического развития детей дошкольного возраста (3-7 лет). Режим и принципы рационального питания детей, их потребности в пищевых веществах и энергии. Контроль за технологией приготовления пищи в ДОУ. Основные принципы составления меню.

    дипломная работа , добавлен 15.10.2010

    Соблюдение санитарных требований и правил личной гигиены. Органолептические методы оценки качества кулинарной продукции, признаки недоброкачественности блюд. Приготовление полуфабрикатов для блюд и кондитерского изделия. Сроки хранения готовых блюд.

    курсовая работа , добавлен 14.07.2015

    Необходимость организации рационального питания детей. Среднесуточные нормы пищевых веществ и энергии для подростков: углеводов, белков, жиров, витаминов. Основные аспекты рационального питания. Лечебное питание в оздоровительном лагере, пример меню.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2012

    Сущность здорового питания. Биологические опасности пищи. Уровни воздействия техногенных факторов на организм человека в процессе поглощения питания. Генно–модифицированные продукты. Обеспечение государством продовольственной безопасности России.

    реферат , добавлен 05.12.2008

    Задачи гигиены питания. Рациональное, нерациональное питание, алиментарные заболевания. Причины и профилактика избыточного веса. Рекомендации ВОЗ по выходу из проблемы недостаточного питания. Формула сбалансированного режима приема пищи, рациона.

    презентация , добавлен 15.02.2014

    Отличия питания детей от питания взрослых. Потребность в пищевых веществах и энергии. Нормы потребности детей разных возрастных групп в пищевых веществах и обоснование наборов продуктов. Отрицательные последствия неправильного питания на развитие детей.

    реферат , добавлен 17.09.2009

    Организация рационального питания школьников. Санитарные правила и нормы, удовлетворяющие принципам рационального питания. Длительность промежутков между приемами пищи. Работа с полуфабрикатами, контейнерная доставка продуктов. Формы обслуживания.

    презентация , добавлен 25.11.2014

    Государственная политика в области здорового питания населения, основной целью которой является сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, связанных с неправильным питанием детей и взрослых. Принципы рационального питания детей.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2011

    Индивидуализация, качество и безопасность питания в дошкольном образовательном учреждении, сновные принципы рационального питания. Составление меню, ежедневный рацион ребенка. Санитарные правила устройства и содержания пищеблока. Перечень документации.

Важную роль в физическом развитии и профилактике заболеваний детей играет рациональное питание, которое, базируется не только на научно обоснованном употреблении молочных, мясных, рыбных и других продуктов, но и на обязательном использовании овощей, фруктов и ягод в питании растущего организма.

Рациональное питание детей и подростков строится с учетом общих физиологических и гигиенических требований к пище. Количественное и качественное питание детей несколько отличается от потребностей взрослых и тем более пожилых лиц, что связано с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма. Правильно построенное питание имеет большое значение для нормального физического и нервно-психического развития детей, повышает трудоспособность и успеваемость, выносливость, устойчивость к неблагоприятным влияниям внешней среды, к инфекционным и другим заболеваниям.

Недостаток или избыток пищи нередко служит причиной заболеваний желудочно-кишечного тракта, нарушения обмена веществ, излишнего нарастания массы тела, вплоть до развития ожирения, или, наоборот, приводит к исхуданию и т. д. Дефекты в питании не всегда сразу отражаются на здоровье. Чаще они проявляются позже, в процессе жизнедеятельности, при неблагоприятных внешних условиях, заболеваниях, повышенной учебной нагрузке в школе, а иногда и в более зрелые годы.

Известные специалисты в области детского питания считают, что профилактика многих заболеваний, возникающих у взрослых (артериальная гипертония, сахарный диабет, ожирение и др.), должна вестись не с подросткового или юношеского периода, а с раннего детства и даже в период беременности женщины. Из глубины веков к нам пришло убеждение, что будущая мать должна есть за двоих - за себя и будущего младенца. Пока это пожелание было трудноосуществимым из-за недостатка еды, оно не приносило вреда. Но сегодня беременные женщины нередко едят слишком много и часто. Наукой установлено, что у будущей матери существенно увеличивается потребность в белке, витаминах и минеральных элементах, а в жирах и углеводах почти не возрастает. В экспериментах на животных доказано, что при употреблении в период беременности пищи, богатой белками, потомство рождалось мелким, но крепким, жизнеспособным, хорошо развивалось. Если же самкам в избытке давали пищу, содержащую углеводы, то потомство было крупным, но детеныши страдали нарушением обмена веществ, болели, слабо развивались.

В случаях, когда за время беременности прибавка к массе достигает 1-5 кг и более, у женщин в 2-3 раза чаще развиваются тяжелые токсикозы, сопровождающиеся повышением артериального давления, отёками и т. д. Нормальная масса новорожденного мальчика - до 3800 г, девочки - до 3500 г. Но в последние годы акушеры часто принимают детей массой до 5 кг. Крупный младенец во время родов часто получает тяжелые повреждения (переломы ключицы, плеча, внутричерепные травмы), которые не всегда может предотвратить даже опытный акушер. К сожалению, число таких новорожденных с каждым годом увеличивается.

Но вот ребенок родился. В прежние времена в подавляющем большинстве случаев ему грозило голодное детство, поэтому родители хотели, чтобы их младенец был потолще, поупитаннее, тогда он останется жить. Но вот опасность голодной смерти давно миновала, а родители продолжают откармливать малышей, оказываясь в результате виновниками их будущих болезней.

Если новорожденный питается материнским молоком, биологический «рефлекс сосания» сам регулирует количество поступающей пищи. Однако в наше время все больше младенцев получают молоко из бутылочки, которое льется к ним в рот без всяких усилий, и матери считают: чем больше его вольется, тем лучше. Исследованиями установлено, что такие дети становятся более толстыми, чем те, которых кормили материнским молоком.

Ребенок растет вместе со стремлением любящих родителей кормить его как можно больше и лучше. Малыш толстеет. У него появляются все новые и новые жировые клетки. Родители довольны, не зная, что эти клетки уже никогда не исчезнут. Каждая из них может уменьшиться в размерах при длительном голодании, но сохранится навсегда. Так любящие родители готовят несчастную судьбу своему младенцу, который всю жизнь будет мучиться различной ограничительной диетой.

Будущей матери необходимо «соблюдать общие принципы рационального питания, которые изложены в предыдущем разделе книги, а также хорошо изучить детское питание.

У детей и подростков из всех пищевых веществ наиболее остро ощущается потребность в белках, которые необходимы не только для возмещения потерь в структурных клеточных элементах и энергии, но и для роста и развития организма. Чем меньше ребенок, тем больше у него потребность в белке. Например, в возрасте 1 года ему необходимо употреблять 3,5 г белка на 1 кг массы тела в сутки, в 7 лет - 3 г, в 11 - 13 лет - 2 г, в 17 лет - 1,7 г. Взрослым людям при легкой физической нагрузке достаточно 1,2 - 1,3 г. Удельный вес животного белка (молока, яиц, мяса и рыбы) в рационах детей от 1 до 6 лет должен быть 65 - 70%, в школьном возрасте - 60% от общего количества белка в суточном рационе. Наиболее ценный источник животного белка для детского организма - молоко. В ясельном возрасте ребенку ежедневно рекомендуется давать 600 - 700 мл, школьникам - 400 - 500 мл.

Для эффективного использования белков животного происхождения в детском питании целесообразно предусмотреть достаточное количество растительных белков, содержащихся в зерновых и бобовых продуктах, овощах, фруктах, ягодах и др. Бобовые культуры (горох, фасоль, бобы, соя и др.) по содержанию белка приближаются к таким продуктам животного происхождения, как мясо, рыба, творог, яйца, а некоторые даже превосходят их. Например, если в 100 г мяса имеется 16 - 20 г белка, рыбы - 13 - 19 г, творога - 14 - 18 г, то в сое он достигает 35 г. В детском питании бобовые продукты (зеленые стручки фасоли, зеленый горошек и др.) являются важным источником ценных растительных белков. Детям от 3 до 7 лет необходимо давать их ежедневно около 70 г с крупяными и макаронными изделиями.

В детском возрасте отмечается повышенная потребность в незаменимых, не синтезируемых в организме аминокислотах (основные структурные единицы молекулы белка), обеспечивающих нормальное течение процессов, связанных с интенсивным ростом и развитием ребенка. В раннем возрасте незаменимой аминокислотой является гистидин, который у детей до 3 лет еще не может синтезироваться в необходимых количествах для нормального обмена веществ. Аминокислоты наравне с витамином А относятся к факторам роста. Это - лизин, триптофан и гистидин, которыми богаты белки мяса, рыбы, а также яйца и орехи. Яйца являются источником биологически активного белка вителлина, который находится в соединении с лецитином. Вителлин играет важную роль в формировании центральной нервной системы в качестве поставщика пластических материалов для построения нервной ткани, в том числе клеток головного мозга. Вот почему ребенок до 3 лет должен употреблять ежедневно 0,5 яйца и около 150 г мяса и рыбы, а от 3 до 7 лет - одно яйцо и приблизительно 180 г мяса и рыбы.

Значение жира в питании детей весьма многообразно. Употребление жиров в детском возрасте несколько увеличивают в связи с тем, что они представляют более концентрированные источники энергии, чем углеводы, и содержат жизненно важные для детей витамины А и D, полиненасыщенные жирные кислоты, фосфолипиды и др. В то же время избыток жира в пище детей нежелателен, так как это нарушает процесс обмена веществ, понижает аппетит, расстраивает пищеварение и ведет к ожирению. При избытке жира нарушается усвоение белков. Наиболее биологически ценный источник жира для детей - сливочное масло, сливки, молоко и другие легкоусвояемые молочные продукты, а также яйца. Детям необходимы растительные масла, богатые полиненасыщенными жирными кислотами, которые должны составлять около 25-30% от общего содержания жира в рационе в зависимости от возраста. От 3 до 7 лет рекомендуется давать 35 г сливочного и 10 - 15 г (столовая ложка) растительного масла. Для заправки овощных салатов, винегретов и гарниров лучше использовать нерафинированное растительное масло, так как в нем сохраняются фосфатиды, витамины и другие биологически ценные вещества.

В детском питании целесообразно использовать натуральные растительные продукты, богатые маслами, полиненасыщенными жирными кислотами, витамином Е. Этими веществами богаты грецкие и кедровые орехи, фундук, подсолнечник, арахис, фисташки, маслины и др.

Дети от 3 до 7 лет должны ежедневно употреблять 15 - 20 г этих продуктов. рациональное питание углеводы витаминизация

Детям младшего возраста углеводов требуется меньше, чем старшим.

Избыточное количество углеводов, особенно содержащихся в рафинированном сахаре, угнетает рост и развитие детей, приводит к снижению иммунитета и повышенной заболеваемости кариесом зубов. Как известно, нерафинированный (желтый) сахар не прилипает к поверхности зубов и содержит такие химические соединения, которые предохраняют эмаль зубов от разрушения. Вот почему желательно для изготовления кондитерских изделий, прохладительных напитков и других продуктов детского питания использовать нерафинированный сахар. Научно-практические исследования показывают, что у детей, получающих пищу с большим преобладанием углеводов, наблюдаются понижение мышечного тонуса, бледность кожных покровов и слизистых оболочек, избыточная масса тела и даже ожирение. Такие дети чаще болеют, заболевания протекают тяжелее и часто сопровождаются осложнениями.

Соотношение белков, жиров и углеводов в младшем возрасте должно быть 1:1:3, в старшем - 1:1:4.

Хорошими источниками углеводов для питания детей являются овощи, фрукты, ягоды и свежие соки, а также молоко, содержащее молочный сахар лактозу. В рационе питания детей необходимо регулировать в пределах физиологических потребностей печенье, пастилу, конфеты, варенье и другие кондитерские изделия - не более 19-25 г ежедневно, в зависимости от возраста. Детям и подросткам рекомендуется давать 20% простых Сахаров (глюкоза, фруктоза, лактоза, сахароза), 75% крахмала, 3% пектиновых веществ и 2% клетчатки от общего количества углеводов в суточном рационе. Дети от 3 до 7 лет должны ежедневно употреблять не более 60 г сахара, 340 г хлебобулочных и макаронно-крупяных изделий, а также 700-800 г свежих фруктов, ягод, овощей и их соков.

Дети более чувствительны к недостатку любых витаминов, чем взрослые. С процессами роста потребность в них повышается. Кроме специфических болезненных проявлений, связанных с авитаминозом, у детей отмечаются некоторая вялость, бледность, быстрая утомляемость, иногда боли в коленях, понижение аппетита и др. Особенно важное значение для них имеют витамины А и D, дефицит которых приводит к задержке роста, снижению массы тела, нарушениям зрения, появлению рахита, кариеса и другим неблагоприятным, последствиям.

Недостаток витамина А приводит к таким тяжелым поражениям глаз, как потеря способности к сумеречному (ночному) зрению (куриная слепота), сухость конъюнктивы и роговицы, ведущая к их изъязвлению и некрозу. Даже небольшой дефицит витамина А делает детей более подверженными желудочно-кишечным и. легочным инфекциям, повышает смертность, обусловленную этими состояниями. Особенно уязвимы дети младшего возраста, так как у них потребность в витамине А выше и они чаще страдают лихорадочными заболеваниями, истощающими его запасы. В нашей стране глубокого дефицита витамина А не встречается. Однако гиповитаминозное состояние без развития слепоты может наблюдаться при нарушении рациона питания детей, при отсутствии в нем продуктов, содержащих витамин А. В зимне-весенний период по согласованию с лечащим врачом рекомендуется проводить А-витаминизацию пищи в небольших дозах.

Дети и подростки чувствительны к недостаточности витамина С. Он должен регулярно поступать с пищей, так как необходим для очень важных процессов жизнедеятельности. Основной источник витамина С - овощи, ягоды, фрукты. Эти растительные продукты рекомендуется ежедневно включать в рационы детского питания. Так, для учащихся 9-10-х классов свежие овощи, плоды и их соки должны составлять не менее 900 г в сутки. Особенно полезны фруктовые соки в смеси с молоком (коктейли), так как они улучшают все виды обмена веществ.

Содержание витаминов в пище значительно колеблется в зависимости от сезона, условий хранения и качества продуктов. Согласно и ныне действующему приказу Министерства здравоохранения СССР от 24 августа 1972 г., № 695, «О дальнейшем улучшении проводимой а СССР обязательной С-витаминизации питания в лечебно-профилактических и других учреждениях», в детских яслях и садах, домах ребенка, детских больницах, санаториях и профилакториях, детских молочных кухнях, школах-интернатах, лесных школах, профессионально-технических училищах, столовых школ предусмотрена обязательная С-витаминизация готовой пищи. Детям до года добавляют по 30 мг витамина С, от 1 года до б лет - 40 мг, от 6 до 12 лет - 50 мг, от 12 до 17 лет - 70 мг в день.

Витаминизация блюд должна проводиться в соответствии с действующей «Инструкцией по проведению С-витаминизации питания», утвержденной Главным государственным санитарным врачом СССР б июня 1972 г., № 978 - 72 и согласованной с Президиумом ВЦСПС 30 апреля 1972 г., № 14 - 14а. Это обусловлено тем, что значительная часть аскорбиновой кислоты в процессе кулинарной обработки разрушается. В готовой пище ее содержание нередко составляет лишь 10 - 30% от исходного количества, а при грубых нарушениях технологии приготовления блюд витамин С может вообще отсутствовать.

Предпочтительнее витаминизировать третьи блюда обеда - компот, кисель, чай, молоко, кефир, но можно и первые. Для этого аскорбиновую кислоту в виде таблеток или порошка взвешивают на технологических весах из расчета нормы и количества порций и растворяют в 0,5-1 стакане жидкой части блюда. Полученный раствор вливают в котел за 15 минут до выдачи пищи, так как через 1 час после витаминизации разрушается 10% аскорбиновой кислоты, через 1,5 часа - 17%, через 2,5 часа - 25-50%. Подогревать витаминизированную пищу нельзя, так как при этом витамин С разрушается полностью.

Минеральные вещества, как и белки, являются пластическим (строительным) материалом. Они необходимы в питании детей для роста и развития скелета и зубов. Кроме того, минеральные элементы участвуют в регуляции кислотно-щелочного состояния организма. Учеными доказано, что в крови и межклеточных жидкостях поддерживается слабощелочная реакция, изменение которой отражается на химических процессах в клетках и состоянии всего организма. В зависимости от минерального состава одни продукты (овощи, фрукты, ягоды, молоко) вызывают сдвиги в сторону щелочной реакции, а другие (мясо, рыба, яйца, хлеб, крупы) - кислотного состояния. Продукты щелочной направленности применяют при недостаточности кровообращения, нарушении функции почек и печени, при тяжелых формах сахарного диабета, мочекаменной болезни и т. д. Рационы питания щелочной направленности в комплексе с другими оздоровительными мероприятиями целесообразно рекомендовать для профилактики близорукости, так как у детей с этой патологией значительно снижен щелочной резерв крови и уменьшена ее кислотность.

Для регуляции водно-солевого обмена, поддержания осмотического давления в клетках и межклеточных жидкостях необходимы минеральные элементы, так как они способствуют передвижению питательных веществ и продуктов обмена. Без минеральных веществ невозможна нормальная функция нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем. Они влияют также на защитные функции организма и его иммунитет. Нормальные процессы кроветворения и свертывания крови не могут происходить без участия железа, меди, кобальта, никеля, марганца, калия и других минеральных веществ, которые входят в состав ферментов или активируют действие гормонов и витаминов, участвуя во всех видах обмена веществ.

Для растущего организма наибольшее значение имеют соли кальция, фосфора и железа. Обычная смешанная пища поставляет детям необходимое количество минеральных веществ в том случае, если в ней достаточно молока и молочных продуктов - важных источников кальция и фосфора. Для всасывания этих элементов из кишечника и отложения их в костях необходим витамин D, который содержится в продуктах животного происхождения (печень рыбы, жирные сорта рыбы, яйца, икра, молочные жиры). Этот витамин образуется в коже под действием солнечных лучей, поэтому детям необходимо ежедневно бывать на свежем воздухе, умеренно принимать солнечные ванны, которые вместе с другими важными оздоровительными факторами имеют особое значение в обогащении растущего организма витамином D, способствуя улучшению обмена кальция и фосфора, правильному росту и развитию скелета и зубов.

В северных регионах нашей страны отмечается недостаточное количество солнечных дней, что снижает уровень удовлетворения организма в витамине D. В этих случаях рекомендуется, по согласованию с лечащим врачом, проводить умеренную D-витаминизацию пищи детей, беременных женщин и кормящих матерей, необходимую для нормального обмена кальция и фосфора.

В детском питании жизненно важное значение имеет железо, так как оно принимает непосредственное участие в процессах кроветворения и тканевого дыхания. Железо входит в состав гемоглобина, доставляющего кислород к органам и тканям, миоглобина мышц, ферментов, обеспечивающих процессы дыхания в организме. При его недостатке в пище дети могут заболеть малокровием. Наибольшее количество усваиваемого организмом железа поступает с мясными продуктами (15- 30%). Достаточно велико содержание этого элемента в хлебе, яйцах и овощах, но из-за наличия в них и большого количества щавелевой кислоты, связывающей железо в нерастворимые комплексы, усваивается его не более 2 5%. Очень мало железа в молочных продуктах. Во фруктах, ягодах и некоторых овощах его тоже немного, но усваивается оно хорошо, поэтому эти продукты полезны детям.

Для полноценного питания детей и подростков рекомендуется использовать разнообразный ассортимент овощей, фруктов и ягод. Клубнеплоды (в основном картофель) обычно составляют в детском питании около "/з всех овощей и плодов.

Для сохранения и укрепления здоровья детей важно сочетать рациональный режим питания и правильно организованный распорядок дня, так как это положительно сказывается на поведении, физическом развитии детей и сопротивляемости их организма неблагоприятным факторам окружающей среды. Для детей старше года наиболее оптимальным является четырехразовое питание. Целесообразно относительно равномерное распределение калорийности пищи и основных питательных веществ в течение дня. У детей младшего возраста завтрак должен составлять 25%, обед - 30%, полдник - 20%, ужин - 25% общей суточной калорийности пищи. Для детей старшего возраста - соответственно 25, 35, 15 и 25%. Количество пищи, употребляемое ребенком: единовременно, должно соответствовать возрасту.

Начиная с 11 лет потребность в пищевых веществах и энергии у мальчиков выше, чем у девочек, поэтому они должны получать пищи на J0-15% больше. Для подростков, обучающихся в производственно-технических училищах, а также для детей, занимающихся спортом, потребность в пищевых веществах и энергии повышается на 10-15%, что необходимо учитывать при организации питания. Детям, занимающимся спортом, пищу рекомендуется распределять с учетом времени тренировок в течение дня.

Перед тренировкой рекомендуется давать небольшое количество легкоусвояемой и высококалорийной пищи. Если тренировка днем, то завтрак должен быть не позже чем за 2 часа до физических нагрузок и составлять 35%, обед - не ранее чем через час после тренировки - 35%, полдник - 5%, и ужин - 25% общей энергетической ценности суточного рациона питания.

При питании детей необходимо учитывать не только количество и объем пищи соответственно возрасту, но и особенности кулинарной обработки. Дети „младшего возраста должны получать пищу из продуктов, подвергшихся более тщательной кулинарной обработке, чем старшие. Так, ребенку полутора лет рекомендуются мясные паровые котлеты и фрикадельки, паровые запеканки. С возрастом расширяется ассортимент блюд и изменяется их кулинарная обработка. Вместо пюре можно давать тушеные овощи, непротертые каши, крупяные и овощные котлеты, запеканки. Ребенку 2-3 лет в рацион вводят жареные котлеты, отварной, тушеный и жареный картофель.

Организация рационального питания детей и подростков предусматривает обязательный учет состояния их здоровья. Так, для групп детей, перенесших острые заболевания почек, печени, желчевыводящих путей, желудка и кишечника, а также для детей, страдающих хроническими заболеваниями этих органов, рекомендуются щадящие диеты. В таких случаях питание строят на основе оптимального обеспечения детей всеми основными пищевыми ингредиентами с включением разнообразных продуктов и специальной формы их кулинарной обработки. Мясо и рыбу отваривают или приготавливают в рубленом виде на пару. Крупы и овощи разваривают до мягкости делают пюре. Допускается легкое запекание блюд в духовом шкафу. Жареные блюда исключают совсем. Супы готовят только вегетарианские. Не используют такие продукты, как свиное, говяжье и баранье сало, маргарин, жирные сорта мяса, птицы и рыбы, мозги, копчености, сдобное тесто, торты, пельмени, блины, кофе, какао, шоколад и острые приправы.

Рациональное питание не только удовлетворяет физиологическую потребность детей в пищевых веществах и энергии. Оно также улучшает работоспособность и успеваемость и вырабатывает у детей привычку к сознательному соблюдению правильного режима питания, разумному использованию разнообразных продуктов, с обязательным ежедневным употреблением овощей и плодов. Кроме того, такое питание будет способствовать приобретению культурных навыков приема пищи и поведения за столом.

Питание ребенка – ведущий фактор, обеспечивающий правильное развитие и функционирование всех органов и систем.

Рациональное..питание, обеспечивающее организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями) и энергией, является необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного возраста. В то же время, правильно организованное питание способствует повышению устойчивости организма к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов .

Основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей .

Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей.

Другим условием является строгий режим питания, который должен предусматривать не менее 4 приемов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо.

Таким образом, во всех ДОУ с продолжительностью пребывания детей более 3,5 часов организовывается горячее питание воспитанников, предусматривающее такое количество приемов пищи и их периодичность, чтобы длительность промежутков между отдельными приемами пищи не превышала 3,5 – 4 часов. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ .

Дети, посещающие ДОУ, основную часть суточного рациона питания (не менее 70%) получают именно в этих учреждениях. Поэтому организация питания в ДОУ должна предусматривать обеспечение детей большей частью необходимых им энергии и пищевых веществ. При этом основными принципами организации питания в ДОУ должны служить:

2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, различные классы углеводов, витамины, минеральные соли и микроэлементы.

3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.

4. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.

5. Исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать раздражающее действие на слизистую органов пищеварения, а также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья у детей с хроническими заболеваниями (вне стадии обострения) или компенсированными функциональными нарушениями органов желудочно-кишечного тракта (щадящее питание).

6. Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).

7. Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, включающее соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд .

Рацион питания детей различается по качественному и количественному составу в зависимости от возраста детей и формируется отдельно для групп детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и от 4 до 6 лет. Как правило, дети, находящиеся в ДОУ в дневное время (в течение 9-10 часов получают трехразовое питание (завтрак, обед, полдник), которое обеспечивает их суточную потребность в пищевых веществах и энергии примерно на 75-80 %. При этом на долю завтрака приходится 25 % суточной пищевой ценности рациона питания, на долю обеда - 35-40 %, полдника – 15 %. Ужин, на который остается 20-25% суточной пищевой ценности, дети получают дома .

Для детей, находящихся в ДОУ 12 часов, можно организовать как трехразовое (наиболее распространенное), так и четырехразовое питание. В первом случае их питание состоит из завтрака, на который приходится 25 % суточной пищевой ценности рациона питания, обеда (25 %) и более калорийного, чем обычно, полдника (20-25 %), (так называемый «уплотненный» полдник). Реже предусматривается четвертый прием пищи – ужин, составляющий 25 % суточной пищевой ценности (при этом полдник делают более легким из расчета 10 % суточной пищевой ценности).

Основой организации рационального питания детей в ДОУ является соблюдение рекомендуемых продуктовых наборов, а также разработанных на их основе типовых рационов питания (примерных меню). Выход блюд и кулинарных изделий предусматривается в соответствии с действующей нормативной и технологической документацией .