Меню Рубрики

Острые пневмонии у детей раннего возраста. Пневмония у детей

Пневмония — это острый инфекционно-воспалительный процесс, поражающий преимущественно респираторный отдел легочной ткани, как правило, имеющий бактериальную этиологию и проявляющийся разной степени выраженности симптомами:

  • общей реакцией организма на инфекцию (признаки интоксикации — ухудшение общего состояния, аппетита; лихорадка и др.);
  • локальными изменениями в легких при физикальном обследовании (очаговые: укорочение перкуторного тона, ослабление дыхания, хрипы и др., см. ниже);
  • инфильтративными затемнениями на рентгенограммах, обусловленными заполнением альвеол экссудатом, содержащим преимущественно полинуклеарные нейтрофилы;
  • кашлем;
  • дыхательной недостаточностью — ДН (одышка, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания и др., см. ниже).

Заболеваемость пневмониями составляет в год около 15—20 на 1000 детей первых трех лет жизни и примерно 5-6 случаев на 1000 детей старше 3 лет. Предрасполагающими факторами к развитию пневмонии у детей раннего возраста являются перинатальная патология, аспирационный синдром как следствие синдрома рвот и срыгиваний, врожденные пороки сердца, рахит, другие гиповитаминозы и дефицитные состояния, в том числе иммунодефициты. Фактором, непосредственно предрасполагающим к развитию пневмонии, является охлаждение.

Смертность от пневмонии у детей в России, согласно данным Государственной статистики МЗ РФ, в 2001 году составила 116±3 на 100 000.

Этиология. Подавляющее большинство внебольничных («домашних», «уличных») пневмоний — результат активации эндогенной бактериальной флоры носоглотки, хотя возможно и экзогенное инфицирование. Многочисленные исследования показали, что клинически здоровые дети в 10—20% случаев при обследовании оказываются транзиторными носителями пневмококков, в 3—7% — гемофильной палочки или микоплазмы, хламидии пневмонии, в 20—45% — различных стафилококков. При острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ), охлаждении или действии других стрессорных факторов эта флора может «активироваться», приводя к развитию пневмонии.

Установление конкретной этиологии пневмонии в практической деятельности врача весьма затруднительно, поскольку пневмония — заболевание острое, лечение часто проводится на дому, и, следовательно, существуют технические трудности, связанные с забором материала для микробиологического исследования.

  • В 70-80% случаев "домашних" пневмоний возбудителем является Streptococcus pneumonia .
  • Вторым по частоте возбудителем пневмонии у детей раннего возраста считают Haemophilus influenzae (около 10-15% больных). При этом у них нередко выявляется сочетанная пневмококко-гемофильная этиология пневмонии.
  • В 60-70-х годах прошлого века довольно распространенными возбудителями пневмоний у детей первых месяцев жизни были стафилококки, но сейчас их как этиологический агент пневмонии идентифицируют гораздо реже.
  • У 10-12% больных детей пневмонию вызывают Mycoplasma pneumoniae, Chlamydia pneumoniae или Chlamydia psitaci .
  • У детей первых месяцев жизни возбудителями афебрильных, но протекающих с упорным кашлем пневмоний является Chlamydia trachomatis .
  • Аспирационные пневмонии у детей раннего возраста, в частности с гастроэзофагеальным рефлюксом, которым обусловлены рвоты и срыгивания, нередко вызываются грамотрицательной флорой (E. coli и др.).
  • Тяжелые пневмонии, как правило, обусловлены смешанной флорой - бактериально-бактериальной, вирусно-бактериальной, вирусно-микоплазменной.
  • Вирусная пневмония - редкое заболевание. Возникает при гриппе (геморрагическая пневмония), возможна при бронхиолите аденовирусной и РС-вирусной этиологии. Диагноз вирусной пневмонии оправдан лишь при выявлении на рентгенограмме негомогенной пневмонической тени без четких контуров, сегментарных неплотных теней, быстро исчезающих без лечения; отсутствии типичных для бактериальной пневмонии сдвигов гемограммы; неэффективности лечения антибиотиками.

Классификация пневмоний у детей представлена в табл. 1.

  • Очаговая. Очаги чаще бывают размером 1 см и более.
  • Очагово-сливная — инфильтративные изменения в нескольких сегментах или во всей доле легкого, на фоне которых могут быть видны более плотные участки инфильтрации и/или полости деструкции.
  • Сегментарная — в процесс вовлекается весь сегмент, который, как правило, находится в состоянии гиповентиляции, ателектаза.
  • Тяжелая форма пневмонии диагностируется в тех случаях, когда:
  • больной нуждается в интенсивной терапии легочно-сердечной недостаточности или токсикоза;
  • пневмония протекает с осложнениями.

Затяжные пневмонии диагностируют при отсутствии разрешения пневмонического процесса в сроки от 1,5 до 6 мес. от начала болезни. При рецидивировании пневмонии необходимо обследование ребенка на наличие муковисцидоза, иммунодефицитного состояния, хронической аспирации пищи и др.

Патогенез. Основным путем проникновения инфекции в легкие является бронхогенный с распространением инфекта по ходу дыхательных путей в респираторный отдел. Гематогенный путь возможен при септических (метастатических) и внутриутробных пневмониях. Лимфогенный путь — редкость, однако по лимфатическим путям процесс переходит из легочного очага в плевру.

ОРВИ играют важную роль в патогенезе бактериальных пневмоний. Вирусная инфекция увеличивает продукцию слизи в верхних дыхательных путях и снижает ее бактерицидность; нарушает работу мукоцилиарного аппарата, разрушает эпителиальные клетки, снижает местную иммунологическую защиту, облегчая таким образом проникновение бактериальной флоры в нижние дыхательные пути и способствуя развитию воспалительных изменений в легких.

Начальные воспалительные изменения при бронхогенном пути проникновения инфекции обнаруживают в респираторных бронхиолах. Далее они распространяются на паренхиму легких. При кашле инфицированная слизь из очага воспаления попадает в крупные бронхи, а затем, распространяясь в другие респираторные бронхиолы, обусловливает создание новых очагов воспаления, то есть распространение инфекции в легких, как правило, происходит бронхогенно.

В участке клеточной инфильтрации возможно расплавление ткани с формированием булл или абсцессов. После их опорожнения через бронх в легком остается полость, обычно заживающая в виде небольшого рубца. Прорыв абсцесса в плевральную полость ведет к пиопневмотораксу.

Полное обратное развитие изменений при катаральном и фибринозном формах воспаления занимает в среднем 3 недели. Возникновение ателектаза сегмента или доли обычно связано с выраженным воспалением ветвей приводящего бронха. Развивающаяся в условиях ателектаза сегментарная пневмония имеет тенденцию к формированию фиброзной трансформации.

Патогенез нарушений сердечно-сосудистой системы при пневмонии можно схематично описать следующим образом:

токсикоз и ДН ->спазм артериол малого круга кровообращения -> легочная гипертензия и повышенная нагрузка на правые отделы сердца -> снижение сократительной способности миокарда -> нарушение периферической гемодинамики, расстройство микроциркуляции. Функциональные нарушения легочного кровотока — более стойкое расстройство, чем изменение паренхимы легких (сохраняется до 6—8 недель).

При тяжелой пневмонии возникают энергетически-динамическая недостаточность миокарда (синдром Хегглина), дегенеративные изменения в мышце сердца и сосудах, повышение проницаемости капилляров.

Дыхательная недостаточность — состояние, при котором либо легкие не в состоянии поддерживать нормальный газовый состав крови, либо последнее достигается за счет ненормальной работы аппарата внешнего дыхания, что приводит к снижению функциональных возможностей организма. Клинико-лабораторная характеристика дыхательной недостаточности при острой пневмонии представлена в табл. 2.

Закономерно у детей, больных пневмонией, нарушаются обменные процессы, и прежде всего:

  • кислотно-основное состояние: метаболический либо респираторно-метаболический ацидоз с уменьшением мощности буферных оснований, накоплением недоокисленных продуктов;
  • водно-солевой баланс: задержка жидкости, хлоридов; у новорожденных и грудных детей возможны обезвоживание и гипокалиемия.

Диагностика острых пневмоний

Общая симптоматика является основой клинической диагностики пневмоний, принимая во внимание то, что у детей раннего возраста на первый план при пневмониях выступают признаки ДН, интоксикации, а локальные физикальные изменения в легких чаще появляются позже.

Анализ данных относительно распространенности различных симптомов при пневмонии позволил предложить следующую диагностическую схему при первом осмотре больного с острым респираторным заболеванием (ОРЗ).

  1. Если при осмотре у ребенка, независимо от уровня температуры и при отсутствии обструкции, имеется:
    • учащение дыхания (60 в минуту у детей первых месяцев жизни, 50 в минуту у детей 2 — 12 мес., 40 в минуту у детей 1 — 4 лет);
    • втяжение межреберий;
    • стонущее (кряхтящее) дыхание;
    • цианоз носогубного треугольника;
    • признаки токсикоза («больной» вид, отказ от еды и питья, сонливость, нарушение коммуникабельности, резкая бледность при повышенной температуре тела), то состояние расценивается как тяжелое с большой вероятностью наличия пневмонии.
    Этим больным следует назначить антибиотик (см. табл. 3.) и направлять их в стационар
  2. Если у ребенка нет признаков, указанных в пункте 1, но имеются:
    • температура 38° C дольше 3 дней;
    • локальные физикальные признаки пневмонии;
    • асимметрия хрипов,
    то следует предположить наличие пневмонии.
    Этим больным необходимо сделать анализ крови, направить их на рентгенографию; при невозможности ее проведения — назначить антибиотик. Госпитализации подлежат больные с признаками дыхательной недостаточности
  3. Если у ребенка с ОРЗ и признаками бронхиальной обструкции имеются:
    • асимметрия хрипов;
    • «воспалительная» гемограмма,
    этом случае cледует исключить пневмонию, назначить рентгенологическое исследование. Госпитализации подлежат больные с признаками дыхательной недостаточности.
  4. Если у ребенка фебрильная температура в течение 1—2 дней при отсутствии указанных выше признаков, то его следует наблюдать на дому как больного ОРЗ без пневмонии.

Помимо перечисленных в схеме показаний к госпитализации, следует принимать во внимание такие факторы, как преморбидный фон (гипотрофия, аномалии конституции и др.), низкий социальный статус семьи, психологические особенности родителей.

Особенности клинических проявлений пневмонии зависят от возраста, преморбидного фона, морфологической формы заболевания и возбудителя (табл. 3).

Лечение

Пневмония — инфекционное заболевание, а потому главное в лечении больного — назначение антибиотиков.

Основные принципы антибактериальной пневмонии следующие:

  • антибиотики при установленном диагнозе или при тяжелом состоянии больного назначают незамедлительно, при сомнении в диагнозе у нетяжелого больного решение принимают после рентгенографии;
  • первичный выбор антибиотика проводят эмпирически, ориентируясь на признаки, представленные в табл. 3, но, принимая во внимание этиологическую структуру «домашних» пневмоний, при наличии даже минимальных признаков бактериального токсикоза целесообразно начинать терапию с «защищенных» беталактамов — амоксиклав, аугментин и др. или цефалоспоринов II поколения, а при «атипичных» пневмониях — с современных макролидов (сумамед, макропен, кларитромицин и др.);
  • макролидные антибиотики не следует назначать как препараты первого ряда при обычных — не «атипичных» пневмониях;
  • показаниями к переходу на альтернативные препараты является отсутствие клинического эффекта от препарата первого выбора в течение 36-48 часов при нетяжелой и 72 часов при тяжелой пневмонии; развитие нежелательных побочных эффектов (прежде всего непереносимости — в первую очередь аллергических реакций) от препарата первого выбора;
  • пневмококки устойчивы к гентамицину и другим аминогликозидам, поэтому терапия внебольничных пневмоний антибиотиками данной группы недопустима;
  • при неосложненных нетяжелых пневмониях следует отдавать предпочтение назначению препаратов перорально, переходя на парентеральное введение при утяжелении течения заболевания; если терапия была начата парентерально, после снижения температуры и улучшении состояния больного следует перейти на пероральный прием антибиотика;
  • после курса антибактериальной терапии целесообразно назначение биопрепаратов.

Другие виды лечения

  • Постельный режим показан на весь лихорадочный период. Питание должно соответствовать возрасту и обязательно быть полноценным.
  • Объем жидкости в сутки для детей до года с учетом грудного молока или молочных смесей составляет
  • 140—150 мл/кг массы. Целесообразно 1/3 суточного объема жидкости давать в виде глюкозо-солевых растворов (регидрон, оралит) или фруктовых, овощных отваров. Диетические ограничения (химически, механически и термически щадящая пища) определяют в зависимости от аппетита и характера стула.
  • В помещении, где находится ребенок, должен быть прохладный (18 — 19°С), увлажненный воздух, что способствует уменьшению и углублению дыхания, а также снижает потерю воды.
  • Жаропонижающие средства систематически не назначаются, так как это может затруднить оценку эффективности антибактериальной терапии. Исключение составляют дети, имеющие преморбидные показания для снижения температуры.

Лихорадку при многих инфекционных заболеваниях, в том числе при острых респираторных инфекциях, следует рассматривать как фактор, стимулирующий защитные силы организма. Многие бактерии и вирусы быстрее гибнут при повышенной температуре, на ее фоне организм отдает полноценный иммунный ответ Th1-типа — продукцию g-интерферона, интерлейкина-2 и фактора некроза опухолей, стимулирующих продукцию IgG-антител и клеток памяти. Необоснованное и частое назначение лекарственных препаратов при любом повышении температуры может привести к различным осложнениям (сенсибилизация к лекарственным препаратам, агранулоцитоз, синдром Рея и др.).

Показаниями к медикаментозной терапии лихорадки являются:

  • температура тела выше 39°С;
  • плохая переносимость повышенной температуры (мышечная ломота и/или сильная головная боль и др.);
  • повышение температуры до 38°С у детей младше 3 месяцев, с фебрильными судорогами в анамнезе и заболеваниями центральной нервной системы или хроническими, плохо компенсированными заболеваниями сердца, почек и др.;
  • выраженная централизация кровообращения.

При «красном» типе лихорадки (горячие конечности, гиперемия лица, чувство жара) снижение температуры тела начинают с методов физического охлаждения. Тело ребенка обтирают в течение 5 минут водой 30—32°С. После обтирания ребенка не следует укутывать. Процедуру повторяют каждые 30 минут 3—4 раза.

При отсутствии эффекта от физических методов или при наличии описанных ранее показаний для медикаментозного снижения температуры назначается парацетамол (панадол, тайленол, эффералган и др.) в разовой дозе 10—15 мг/кг. Препарат дают ребенку не чаще 2—3 раз в сутки.

  • Аспирин в педиатрической практике с целью снижения температуры тела при вирусных инфекциях не применяют ввиду возможного развития синдрома Рея, высокой частоты тромбоцитопатий в популяции (5%).
  • Частое применение анальгина нежелательно из-за опасности развития агранулоцитоза, поражения почек.
  • Из списка жаропонижающих препаратов, применяющихся у детей, в настоящее время исключен и амидопирин.

При наличии у ребенка «бледного» типа лихорадки (озноб, бледность и мраморность кожных покровов, холодные конечности) физические методы охлаждения не применяют. Лечение начинают с сосудистых препаратов в разовой дозе: никотиновая кислота — 1 мг/кг; дибазол — 0,1мг/кг; папаверин — 1 — 2 мг/кг. При потеплении конечностей, появлении чувства жара можно назначить возрастную дозу парацетамола.

При мучительном или упорном кашле у больных пневмонией широко используют мукорегуляторные средства: облегчающие эвакуацию мокроты (отхаркивающие) и разжижающие мокроту (муколитические) средства.

Отхаркивающие средства повышают секрецию жидкого компонента мокроты и улучшают транспорт мокроты за счет усиления моторики бронхов. При назначении отхаркивающих средств необходимо обеспечить достаточную гидратацию, поскольку потеря воды повышает вязкость мокроты. Применяют микстуры на основе настоя корня алтея с добавлением натрия бензоата, калия иодида и нашатырно-анисовых капель. Такие препараты, как бронхикум, «Доктор Мом», также относятся к отхаркивающим средствам.

Муколитические средства способствуют разжижению мокроты путем химического воздействия на молекулу муцина. При заболевании нижних дыхательных путей с образованием густой вязкой мокроты целесообразно использовать препараты, содержащие ацетилцистеин (АЦЦ, мукомист, флуимуцил, мукобене). Механизм действия ацетилцистеина связан со способностью свободных сульфгидрильных групп разрывать внутри- и межмолекулярные дисульфидные связи мукополисахаридов мокроты, что приводит к уменьшению вязкости мокроты. Доказано его антиоксидантное действие, способствующее поддержанию функциональной активности и морфологической целостности клеток респираторного тракта.

Муколитическим действием обладают производные алкалоида вазицина — бромгексин, бизолвон, мукосалван. Эти препараты уменьшают вязкость секрета, восстанавливают мукоцилиарный клиренс, стимулируют синтез эндогенного сурфактанта.

Карбоцистеины (мукодин, мукопронт, бронкатар) обладают одновременно мукорегулирующим и муколитическим эффектом. Под действием препаратов этой группы происходит регенерация слизистой оболочки бронхов, восстановление ее структуры, уменьшение количества бокаловидных клеток, восстановление секреции IgA, улучшение мукоцилиарного клиренса.

Ингаляции протеолитических ферментов (химотрипсин, химопсин и др.) исключены из арсенала пульмонологии, так как могут провоцировать развитие фиброзных изменений в легких.

Полезны настои трав (подорожник, крапива, мать-и-мачеха, корень ипекакуаны, плод аниса, корень солодки и др.) или лекарственных форм из них — эвкабал, мукалтин.

Ингаляции теплой водой или 2%-ным раствором натрия гидрокарбоната являются хорошими муколитиками и не намного уступают по эффективности муколитическим препаратам.

Антигистаминные препараты и средства, угнетающие кашель, не показаны.

Банки и горчичники в лечении детей раннего возраста, больных пневмониями, в настоящее время не используются.

  • Физиотерапия. В остром периоде показано назначение СВЧ (5—7 сеансов), индуктотермии; электрофореза с 3%-ным раствором калия йодида (10 сеансов).
  • Массаж и ЛФК целесообразны сразу же после нормализации температуры.
  • В стационаре детей помещают в отдельный бокс. Ребенок может быть выписан из стационара сразу же по достижении клинического эффекта для того, чтобы избежать суперинфекции и перекрестной инфекции. Сохранение увеличенной СОЭ, хрипов в легких или остаточных рентгенологических изменений не является противопоказанием к выписке.

Реабилитацию детей, перенесших пневмонию, обычно проводят в домашних условиях и назначая сочетанные курсы виферона-1 и бифидум-препаратов, комплекса витаминно-минеральных препаратов. У часто болеющих детей полезен курс ИРС-19 или рибомунила.

Профилактические меры включают:

  • проведение комплекса социально-гигиенических мероприятий;
  • рациональное питание, закаливание, улучшение экологии жилища;
  • предупреждение ОРВИ, вакцинопрофилактика пневмоний, конъюгированная вакцина против H. influenzae, пневмококка, вакцинопрофилактика гриппа);
  • профилактика внутрибольничных пневмоний (госпитализация в боксы, отказ от необоснованного назначения антибиотиков).
Литература
  1. Практическая пульмонология детского возраста / Под ред. В. К. Таточенко. М., 2000, с. 113-138.
  2. Шабалов Н. П. Детские болезни. СПб: Питер, 2002, с. 348-408.
Н. П. Шабалов, доктор медицинских наук, профессор Детская клиника ВМА, Санкт-Петербург

Определение. Пневмония - это острый воспалительный процесс б легочной ткани, обусловленный бактериальной и/или вирусной инфекцией.

Заболеваемость острой пневмонией колеблется в пределах 15-20 на 1000 детей раннего возраста.

Этиология. Возбудители - грам-положительная и грам-отркцательная флора, вирусы, грибы, микоплазма, хламидии, легионелла, простейшие

Патогенез. Пути проникновения (аэрогенный, лимфогенньгй, гематогенный) Проникновение и размножение микробов происходит в месте перехода терминальных бронхов в альвеолярные, с вовлечением прибронхиальной, межуточной и альвеолярной ткани. Воспалительный процесс в стенке альвеолы затрудняет газообмен между кровью и альвеолярным воздухом. Развивается гипоксия и гиперкапния. Происходят сдвиги в функции ЦНС, ССС, отмечаются нарушения в обмене веществ.

Предрасполагающие факторы: анатомо-физиологические особенности бронхолсгочной системы, хронические очаги инфекции, повторные ОРВИ, наследственная предрасположенность, незрелость иммунной системы, пассивное курение и др.

Классификация. По форме выделяют очаговую, очагово-сливную, сегмен гарную, крупозную и интерстициальную пнемонии. По тяжести - неосложненную и осложненную, по течению - острую и затяжную.

Основными диагностическими (опорными) критериями острой пневмонии является: кашель (вначале сухой, затем влажный), одышка (> 60 в мин.), участие вспомогательной мускулатуры, локальная крепитация, влажные разнокалиберные хрипы, участки укорочения легочного звука, инфильтративные тони на рентгенограмме, повышение температуры тела, явления интоксикации. Могут быть бледность кожи, цианоз носогубного треугольника, нарушение функции ССС, ЖКТ.

В анализе крове: лейкоцитоз, нейтрофилез, с палочкоядерньш сдвигом влево, увеличена СОЭ, анемия.

Варианты клинического течения. Наиболее тяжело протекают стафилококковые пневмонии у детей раннего возраста и пневмонии на фоне: гипотрофии, ЭКД, рахита.

Обследование включает: анализ крови, мочи, кала на яйца глистов, рентгенография легких, ЭКГ, КОС (при тяжелом течении), иммунограмма (при затяжном течении), электролиты в поте (при затяжном течении), вирусологическое обследование.

Дифференциальный диагноз с бронхитом, бронхиолитом, респираторным аллергозом.

Лечение. Охранительный режим, полноценное питание, аэрация, санация (носовых ходов). Антибиотикотерапия с учетом этиологического фактора (ампициллин, ампиокс, гентамицин, цефалоспорины t-П), макролиды (при подозрении на "атапичный возбудитель").

Отхаркивающая терапия при влажном кашле (отвары девясила, фенхеля, мать-и-матчехи, душицы), бромгексин, мукалтин, лазолван.

Физиотерапия: ингаляции щелочные, соляно-щелочные + массаж (при нормальной температуре тела), тепловые, парафиновые, озокеритовые аппликации

Витамины гр. С, В, А, Е (по показаниям).

Симптоматическая терапия (по показаниям)

Прогноз - благоприятный.

Осложненные пневмонии у детей раннего возраста. Клиника. Лечение.

Пневмония может быть осложненной и неосложненной. Основными осложнениями являются: легочные (синпневмонии и метапневмонические плевриты, легочная деструкция, абсцесс легкого, пневмоторакс, пиопневмоторакс) и внелегочные (инфекционно-токсический шок, ДВС-синдром, сердечно-сосудистая недостаточность, респираторный дистресс-спндром возрастного гипа)

Из многих осложнений на практике у детей раннего возраста чаще всего встречается токсический синдром.

Клиника . В дебюте заболевания (1 степень токсикоза) на первый план выступают общетоксические проявления: вялость, снижение аппетита, возбуждение, лихорадка. Затем (II стадия токсикоза) присоединяются сердечно-сосудистые изменения: тахикардия, глухость тонов, гемодинамнческие сдвиги. Состояние тяжелое Эти две зоны токсикоза наблюдаются при любой среднетяжелой пневмонии и исчезают на фоне эфферентной антибиотикотерапии. При III стадии токсикоза отмечаются изменения со стороны нервной системы - нарушения сознания, судороги, чаще сонливость, сопор. В редких случаях пневмонический токсикоз может осложняться ДВС-синдромом.

Другими наиболее частыми осложнениями острой пневмонии являете»tmespum. Зьаделжут:

синпневмстическгт и лч"тапневлюническии плевриты.

Синпневмонический плеврит возникает в первые дни болезни. Выпот небольшой, клинически - боль при дыхании. Этиология - пневмококковая. Рентгенологически - может не выявляться, только при УЗИ.

Метапневмонический плеврит появляется на 7-! О день от начала острой пневмонии. Этиология - пневмококковая. Экссудат всегда фиброзный, а после выпадения фибрина - серозный, с низким цитозом. Метапневмонический плеврит представляет собой типичный иммунопатологический процесс. Диагноз ставится рентгенологически и при объективном обследовании

В настоящее времядеструктивная пневмония встречается несколько реже. Деструктивные процессы в зоне пневмонического инфильтрата обусловлены некрозом ткани легкого под влиянием микробного фактора. Образовавшаяся полость сперва содержит гной и детрит, а ее опорожнение через бронх может привести к образованию полости-буллы. В период-, предшествующий образованию полости, отмечается температурная реакция, значительный лейкоцитоз с нейтрофильным сдвигом, полное отсутсгвие эффекта от антибиотикотерапии. Абсцессы встречаются реже, чем бу-илы.

Принципы лечения токсикоза включают нормализацию периферического кровообращения, проведение дезинтоксикационной терапии, лечение сердечной недостаточности, профилактику и терапию ДВС-синдрома, симптоматическую терапию.

Принципы лечения СПП - плевральная пункция, затем назначение антабиотикотерапии. При адекватной антибиотикотерапии объем выпота уменьшается. Вели объем увеличивается и при повторной пункции увеличивается цитоз, то следует сменить антибиотик. При МГГД - к основному лечению острой пневмонии следует добавить противовоспалительные средства (индометацин, стероидные гормоны), т.к. процесс носит иммунопатологический характер, + ЛФК.

Принципы лечения деструктивных пневмоний: режим, питание (иногда через зонд), лечение дыхательной недостаточности (от повьшюнной аэрации до оксигенотерапии) Антибактериальная терапия (обязательно 2 антибиотика; один из них внутривенно в высоких дозах), применение анитбиотаков как в аэрозолях, так и в полости абсцесса, плевральную полость Дез интоксикационная терапия. Стимуляционная терапия (свежезамороженная плазма, антистафилококковый у-глобулин и плазма), витаминотерапия (А,С,Е,В), биопрепараты (лакто- и бифидумбактерин, бификод, бактисубтил). Больного со стафилококковой деструкцией наблюдают педиатр и хирург.


Пневмония у детей - острый инфекционно-воспалительный процесс различной этиологии. Механизмы развития заболевания связаны с преимущественным поражением респираторных отделов легких.

Респираторными отделами легких являются анатомические структуры, расположенные за терминальными бронхами, - респираторные, альвеолярные ходы и альвеолы. Заболеваемость пневмонией у детей на первом году жизни составляет 15-20 на 1 000 детей, от 1 года до 3 лет - 5-6 на 1000 детей.Предрасполагающими факторами у детей могут быть следующие заболевания: перинатальная патология аспирации, гипотрофия, врожденный порок сердца с недостаточностью кровообращения, иммунодефицитные состояния.

У более старших детей предрасполагающими факторами являются очаги хронической инфекции, пассивное и активное курение, переохлаждение организма.

По этиологии острые пневмонии подразделяют на:

  • бактериальные;
  • вирусные;
  • микоплазменные;
  • риккетсиозные;
  • грибковые;
  • аллергические;
  • пневмонии, возникающие при инвазиях гельминтами;
  • пневмонии, возникающие при воздействии физических и химических факторов.

Различают семь форм бактериальной пневмонии:

  • пневмококковая;
  • фриднендеровская;
  • синегнойная;
  • гемофильная;
  • стрептококковая;
  • стафилококковая;
  • группа пневмоний, вызванных протеем и кишечной палочкой.

Из вирусных пневмоний чаще всего встречаются:

  • гриппозная пневмония;
  • аденовирусная пневмония;
  • парагриппозная пневмония;
  • респираторно-сонтициальная пневмония.

В соответствии с причинами и механизмами возникновения различают первичные и вторичные пневмонии. Последние возникают на фоне обострений хронических заболеваний бронхо-легочной системы и других соматических заболеваний ребенка.

Для возникновения пневмонии у ребенка, кроме бактериальных или вирусных агентов, необходим определенный комплекс факторов:

  • попадание слизи в легкие из верхних дыхательных путей - аэрогенный путь;
  • попадание микроорганизма в бронхи;
  • разрушение защитных механизмов дыхательных путей;
  • гематогенный, лимфогенный пути распространения инфекции.

При возникновении пневмонии у детей нарушаются вентиляция легких и газообмен, снижается питание миокарда желудочков. По протяженности поражения пневмонии могут быть сегментарными, долевыми, тотальными, одно- и двусторонними. В механизме развития пневмонии большую роль играет гипоксия с гиперкапнией, развивающиеся в результате нарушения как внешнего, легочного, так и тканевого дыхания.

Клинические симптомы пневмонии зависят от вида пневмонии, величины и распространенности процесса. При очаговой пневмонии (бронхопневмонии) процесс идет остро или подостро и развивается на 5-7-й день острого респираторного заболевания в виде его второй волны.

Характерными являются следующие симптомы:

  • повышение температуры;
  • слабость;
  • головная боль;
  • боль в груди или под лопатками;
  • кашель;
  • усиление интоксикации.

Над зоной поражения отмечается укорочение перкуторного звука, при аускультации - бронхофония, ослабленное дыхание, иногда крепитация. Рентгенологически определяется усиление легочного рисунка между очагами воспаления и корнями легкого. В анализе крови определяется нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, повышение СОЭ.

Сегментарная пневмония

В случае гематогенного пути распространения поражаются один или несколько сегментов легкого. Обычно чаще поражаются правые сегменты. Сегментарная пневмония начинается остро с повышения температуры, обычно выражены симптомы интоксикации, появляются боли в области грудной клетки, иногда - в животе, кашель - редкий. Появляются симптомы дыхательной недостаточности, объективные данные выражены слабо. Вторичная сегментарная пневмония развивается на фоне протекающей респираторной инфекции, при этом симптомы интоксикации выражены слабо. Сегментарная пневмония рентгенологически проявляется в отдельных очагах, которые сливаются, а затем захватывают целый сегмент.

Крупозная пневмония

Воспалительный процесс захватывает долю легкого или его часть и плевру. Встречается редко. Часто вызывается пневмококком. Начало острое. Заболевание начинается с головокружения, ухудшения самочувствия, резкой головной боли. Отмечается температура до 40-41 °С, часто больные жалуются на озноб. Кашель в первые три дня редкий, сухой, затем - с выделением ржавой мокроты. Быстро появляются цианоз, одышка. Часто у детей появляется абдоминальный синдром, проявляющийся болями в области пупка, метеоризмом, рвотой. Различают четыре стадии в течении крупозной пневмонии.

При первой стадии - стадии прилива, - определяется укорочение перкуторного звука с тимпаническим оттенком, ослабленное дыхание, периодически прослушивается крепитация. Во второй стадии развивается гиперемия лица, часто - на стороне поражения, тяжелое состояние. На стороне поражения определяются укорочение перкуторного звука, бронхиальное дыхание, бронхофония. Хрипы не прослушиваются. Третья стадия развивается на 4-7-й день - усиливается кашель, температура падает, часто критически. Перкуторный звук принимает тимпанический оттенок, появляется крепитация.

В четвертой стадии - стадии разрешения, - снижается температура, появляется частый кашель, появляются обильные разнокалиберные хрипы. Более подробно про хрипы читайте здесь. На рентгенограммах также определяется стадийность процесса: в первой стадии - усиление сосудистого рисунка, ограничение подвижности диафрагмы; во второй стадии появляются плотные тени, соответствующие долям с вовлечением корня и плевры; в третьей и четвертой стадиях инфильтрация исчезает постепенно.

При крупозной пневмонии отмечается резкий нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, ускорение СОЭ. Атипично протекает крупозная пневмония у детей раннего возраста. Обычно нечетко выражены основные симптомы заболевания. Под влиянием антибактериальной терапии укорачиваются стадии воспалительного процесса. В случае нерациональной терапии возникает затяжное течение заболевания.

Интерстициальная пневмония

Интерстициальная пневмония возникает при вирусной, микоплазменной, пневмоцистной, грибковой и стафилококковой инфекциях. Чаще эта пневмония регистрируется у недоношенных и новорожденных детей, а также на фоне дистрофии, иммунодефицитных состояний у детей. Заболевание может сопровождаться выраженной интоксикацией, возможно падение артериального давления, кроме этого, часто отмечаются изменения со стороны центральной нервной системы, а также желудочно-кишечного тракта. Отмечается изнурительный кашель со скудной пенистой мокротой. При интерстициальной пневмонии отмечается вздутие грудной клетки. Перкуторно - тимпанит. Прослушиваются единичные крепитирующие и сухие хрипы на фоне ослабленного дыхания. Рентгенологически выявляются эмфизема, перебронхиальная инфильтрация, ячеистость интерстициально-сосудистого рисунка. Со стороны крови выявляется лейкоцитоз, повышение СОЭ.

Диагностика пневмонии

Диагностика проводится на основании клинико-рентгенлогических данных.

Клиническими симптомами являются:

  • температурная реакция;
  • признаки дыхательной недостаточности: одышка, цианоз, участие в дыхании вспомогательной мускулатуры;
  • стойкие аускультативные и перкуторные отклонения со стороны легких;
  • рентгенологически - очаговые, сегментарные, лобарные инфильтративные тени;
  • со стороны крови: лейкоцитоз, нейтрофилез, повышение СОЭ;
  • эффект от проводимой этиологической терапии.

Течение пневмоний у детей зависит от этиологии, возраста и наличия различных сопутствующих заболеваний. Особенно тяжело протекают пневмонии, вызванные госпитальными штаммами золотистого стафилококка или грамотрицательными бактериями. Течение пневмоний в этих случаях характеризуется ранним абсцедированием, быстрым прорывом воспалительного очага в плевру и возникновением пиопневмоторакса с бурным течением заболевания.

В периоде новорожденности пневмония имеет серьезный прогноз. Различают приобретенные и внутриутробные пневмонии новорожденных. Внутриутробные пневмонии возникают в результате инфицирования плода во время беременности или аспирации инфицированными околоплодными водами, при этом аспирация может быть как внутриутробной, так и интранатальной. У новорожденных пневмонии часто сопровождаются ателектазами, а также деструкцией легочной ткани.

Важную роль в развитии пневмонии могут играть предрасположенность к аллергическому воздействию внешних факторов и возникновение катарального воспаления слизистых оболочек. При данных пневмониях характерным является присоединение астматического синдрома. Течение пневмонии в этих случаях принимает рецидивирующий характер. У детей, страдающих рахитом, пневмония развивается чаще и имеет затяжное течение. У детей с гипотрофией возникает чаще в связи со значительным снижением иммунитета, отмечается слабая выраженность симптомов пневмонии.

Лечение пневмонии у детей

В случае среднетяжелых и тяжелых форм дети подлежат стационарному лечению. Дети первого года жизни - при любых формах.

Лечение пневмоний проводится комплексно и состоит в:

  • применении этиотропных средств;
  • оксигенотерапии при развитии дыхательной недостаточности;
  • назначении средств, улучшающих бронхиальную проводимость;
  • применении средств и методов, обеспечивающих транспорт кислорода крови;
  • назначении препаратов, улучшающих процессы тканевого дыхания;
  • использовании средств, улучшающих обменные процессы в организме.

Питание ребенка должно соответствовать возрасту и потребностям детского организма. Однако в период интоксикации пища должна быть механически и химически щадящей. В связи с кашлем из рациона исключаются продукты, содержащие частицы, которые могут аспирироваться. Назначается дополнительно жидкость в виде питья. Для этого используются отвары шиповника, черной смородины, соки.

Сразу после поступления в стационар производятся забор мокроты, смывы для бактериологического обследования, затем назначается этиотропное лечение, которое проводят под контролем клинической эффективности, в последующем - с учетом полученных результатов чувствительности мокроты к антибиотикам. В случае внебольничной пневмонии назначаются макролиды нового поколения. В случае внутрибольничных пневмоний назначают цефалоспорины второго, третьего поколений и антибиотики группы резерва.

При пневмониях у детей, возникших в результате внутриутробной инфекции, назначают новое поколение макролидов - спиромицин, рокситромицин, азитромицин. В случае пневмонии у детей с иммунодефицитами назначаются цефалоспорины третьего, четвертого поколений. При смешанной инфекции, взаимодействии возбудителя гриппа и стафилококка наряду с введением антибиотиков широкого спектра действия вводится противогриппозный у-глобулин по 3-6 мл.

Антибиотики применяют комплексно по следующей схеме:

  • цефалоспорины;
  • цефалоспорины плюс аминогликозиды.

Назначаются муколитическая терапия, бронхолитические средства, физиотерапия, иммунокорригирующее лечение. При скоплении секрета в дыхательных путях необходимо удалять содержимое носоглотки, гортани, крупных бронхов. При выраженных симптомах дыхательной недостаточности применяется оксигенотерапия.

При признаках сердечной недостаточности назначают сердечные гликозиды - строфантин, а также сульфакамфокаин. Применяются и средства иммунотерапии. При лечении пневмонии проводят симптоматическую и посиндромную терапии. В периоде выздоровления большое значение имеют дыхательная гимнастика, физиотерапевтические методы лечения. Для улучшения дренажной функции бронхов применяются средства, способствующие повышению секреции мокроты или ее разжижению.

Отхаркивающие средства:

  • Натрия бензоат
  • Аммония хлорид
  • Калия йодид
  • Бромгексин
  • Терпингидрат
  • Термопсис
  • N-ацетилцистин
  • Мукалтин
  • Пертусин
  • Корень алтея
  • Лакричный корень
  • Эликсир грудной
  • Плод аниса
  • Листья мать-и-мачехи

Применяются средства, уменьшающие спазм бронхов. К ним относится эуфиллин.

Прогноз

Прогноз при своевременном применении антибактериальной терапии благоприятный. Выписанные из стационара в период клинического выздоровления берутся на диспансерный учет. После выписки из стационара 2-4 недели ребенок не должен посещать детские учреждения. Дети до шести месяцев первый месяц осматриваются раз в неделю, затем - два раза в месяц; с шести до двенадцати месяцев - раз в десять дней в течение первого месяца, затем - раз в месяц. После одного года до трех лет - раз в первый месяц, затем - раз в три месяца.

Дети осматриваются отоларингологом и пульмонологом после трехлетнего возраста - через месяц после выписки из стационара, затем - раз в квартал. Оптимальной является реабилитация в отделениях больниц или в санаториях. Режим назначается с максимальным использованием свежего воздуха. Назначаются ежедневно дыхательная гимнастика, ЛФК с постепенным повышением физических нагрузок. Питание должно быть рациональным для соответствующего возраста. Медикаментозная реабилитация осуществляется по индивидуальным показаниям. Стимулирующая терапия проводится повторными 2-3-недельными курсами: нуклеанат натрия, метилурацил, дибазол, женьшень, алоэ, настой элеутерококка, витамины B этих целях используется и фитотерапия. Она применяется для санации бронхов и успокаивающего влияния на центральную нервную систему: корень алтея, лист мяты перечной, трава шалфея, корень девясила, мать-и-мачеха, липовый цвет, сосновые почки, чабрец и др. У детей, склонных к аллергическим реакциям, применяется с большой осторожностью. Широко используется физиотерапия. Применяются горчичники, щелочные и фитоингаляции, компрессы, озокеритовые аппликации на грудную клетку. Широко применяется массаж грудной клетки. После пневмонии рекомендуется санаторное лечение в местных санаториях, а также на курортах Гагра, Нальчик, Геленджик, Новый Афон, Южного берега Крыма.

Противопоказаниями к санаторному лечению являются:

  • активность воспалительного процесса в бронхо-легочной системе;
  • признаки астматического состояния;
  • наличие «легочного сердца».

К первичной профилактике относятся здоровый образ жизни родителей, исключающий воздействие вредностей на плод во время беременности, рациональное вскармливание детей, закаливающие процедуры.

Вторичная профилактика включает:

  • профилактику и лечение ОВИ;
  • раннюю госпитализацию больных пневмонией детей с отягощенным преморбидным фоном;
  • своевременное лечение гипотрофии, рахита, иммунодефицитных состояний;
  • санацию хронических очагов инфекции.

Пневмония — острое инфекционное заболевание легочной паренхимы.

Основным возбудителем пневмонии у детей — пневмококкк, до 6 месяцев, может быть атипичная флора: хламидии.

Дети старше 6 мес до 6 лет: 80% случаев пневмококк, гемофильная палочка, золотистый стафилококк, может быть атипичная флора: микоплазма, риновирус, парагрипп, вирус гриппа, РСВ, аденовирус.

Дети школьного возраста: пневмококк.

Грибковые пневмонии чаще у детей с ИДС, может быть пневмоцистная пневмония.

Патогенез. Основной путь проникновения микробов — бронхолегочный с последующим распространением инфекта в респираторные отделы. Может быть гематогенный путь распространения, а также лимфогенный, но очень редко. Попадая в респираторные бронхиолы, инфекционный агент распространяется за их пределы, вызывая воспаление в паренхиме легких (т.е. пневмонию). При распространении бактерий и отечной жидкости через поры альвеол в пределах одного сегмента возникает сегментарная пневмония, а при более бурном распространении — долевая (крупозная) пневмония. Там же в процесс вовлекаются регионарные лимфатические узлы. На рентгенограммах это проявляется расширением корней легкого. Прогрессирует кислородная недостаточность. Развиваются изменения со стороны ЦНС, ССС, ЖКТ, нарушаются обменные процессы, прогрессирует ДН.

Предрасполагающие факторы с учетом анатомо-физиологических особенностей органов дыхания.

    анатомо-физиологические особенности бронхолегочной системы (недостаточная дифференцировка ацинусов и альвеол, слабое развитие эластической и мышечной ткани бронхов, обильное кровоснабжение и лимфоснабжение легочной ткани → развивается значительная эксудация и распространение пневмонического процесса, ↓ защитной ф-ции мерцательного эпителия бронхов, слабость кашлевых толчков → задержка секрета в дыхательных путях и размножение м/о, узость нижних дых путей→ стенозирование и обтурация дых путей, морфофункциональная незрелость ЦНС, лабильность дыхательного и сосудодвигательного центров)

    незрелость клеточного и гуморального иммунитета;

    генетически обусловленные факторы (наследственное предрасположение, наследственные болезни);

    пассивное курение;

    ранний возраст;

    неблагоприятные социально-бытовые аспекты;

    наличие аномалий конституции, рахита, хронических расстройств питания.

До 1 года дети госпитализируются обязательно в стационар на лечение, вне зависимости от тяжести.

Классификация.

Морфологическая форма

По условиям ин­фицирования

Осложнения

Легочные

Внелегочные

■ Очаговая

■ Сегментарная

■ Крупозная

■ Интерсти-

циальная

— внебольничная

— Госпитальная
(в момент
госпитализации + 48 часов после выписки)

Приперина­тальном инфици­ровании

— у больных с иммунодефици­том

■Затяжная
рассасывание
инфильтрата
затягивается
более чем
на 6 недель.

■ Синпневмонический плеврит

■ Метапневмонический плеврит

■ Легочная де­струкция

Абсцесс легкого

■ Пневмоторакс

■ Пиопневмоторакс

■Инфекционно
— токсический шок

■ДВС-синдром

■Сердечно-сосудистая недостаточность

■Респираторный дистресс-синдром взрослого типа

Клиника.

Диагностические критерии:

— Интоксикационный синдром (повышение температуры тела, вялость, уменьшение аппетита).

— Респираторно-катаральный синдром (сухой болезненный кашель, сменяющийся на продуктивный с гнойной/ржавой мокротой; одышка смешанного характера).

— Специфический синдром для пневмонии это — синдром локально-физикальных изменений (пневмонической инфильтрации) : локальное усиление голосового дрожания, притупление перкуторного звука (или тупость), ГК может быть вздута, отстование одной половины грудной клетки в акте дыхания, жесткое или бронхиальное дыхание, крепитация(накопление экссудата в альвеолах), мелкопузырчатые влажные хрипы

— инфильтративные тени на рентгенограмме, имеющие нечеткие очертания;

— изменения в общем и биохимическом анализе крови воспалительного характера.

— может быть синдром токсикоза 1-3 степени в процессе заболевания

— может быть синдром дыхательной недостаточности по рестриктивному типу, возникает из-за невозможности полноценного расправления альвеол при поступлении в них воздуха, свободно проходящего по дыхательным путям. Основными причинами рестриктивной дыхательной недостаточности являются диффузное поражение легочной паренхимы.

Дыхательная недостаточность I степени характеризуется тем, что в покое либо нет ее клинических проявлений, либо они выражены незначительно. Однако при легкой физической нагрузке появляются умеренная одышка, периоральный цианоз и тахикардия. Насыщение крови кислородом нормальное или может быть снижено до 90% (РО 2 80-90 мм рт. ст.), МОД увеличен, а МВЛ и резерв дыхания уменьшены при некотором увеличении основного обмена и дыхательного эквивалента.

При дыхательной недостаточности II степени в покое отмечаются умеренная одышка (число дыханий увеличено на 25% по сравнению с нормой), тахикардия, бледность кожи и периоральный цианоз. Изменено соотношение между пульсом и дыханием за счет учащения последнего, имеется тенденция к повышению артериального давления и ацидозу (pH 7,3), МВЛ (МОД), предел дыхания уменьшаются более чем на 50%. Кислородное насыщение крови составляет 70-90% (РО 2 70-80 мм рт. ст.). При даче кислорода состояние больного улучшается.

При дыхательной недостаточности III степени дыхание резко учащено (более чем на 50%), наблюдается цианоз с землистым оттенком, липкий пот. Дыхание поверхностное, артериальное давление снижено, резерв дыхания падает до 0. МОД снижен. Насыщение крови кислородом менее 70% (РО 2 меньше 70 мм рт. ст.), отмечается метаболический ацидоз (pH меньше 6,3), возможна гиперкапния (РСО 2 70-80 мм рт. ст.).

Дыхательная недостаточность IV степени - гипоксемическая кома. Сознание отсутствует; дыхание аритмичное, периодическое, поверхностное. Наблюдаются общий цианоз (акроцианоз), набухание шейных вен, гипотензия. Насыщение крови кислородом - 50% и ниже (РО 2 менее 50 мм рт. ст.), РСО 2 более 100 мм рт. ст., pH равен 7,15 и ниже. Ингаляция кислорода не всегда приносит облегчение, а иногда вызывает и ухудшение общего состояния.

Особенности пневмонии у детей

— предшествует вирусная инфекция

— острое начало, выраженный интоксикационный синдром

— всегда одышка

— объективно при перкуссии звук с коробочным оттенком, аускультативно чаще дыхание жесткое, хрипы влажные средне- и мелкопузырчатые диффузные.

Склонность к ателектазированию;

Склонность к затяжному течению;

Склонность к деструктивным процессам;

Интерстициальная пневмония чаще регистрируется у детей раннего возраста.

Лечение.

Постельный режим до улучшения общего состояния.

    Питание — полноценное, обогащенное витаминами.

    Антибиотикотерапия.

    Сейчас есть растворимые таблетки амоксиклава (солютаб) это удобно для детей.

    Стартовым антибиотиком, учитывая этиологию пневмоний у детей старшего возраста, должен быть антибиотик пенициллинового ряда (ампициллин, ампиокс, оксациллин, карбинициллин), при отсутствии эффекта — смена на цефалоспорины 1-3 поколения, аминогликозиды. При подозрении на микоплазменную или хламидийную этиологию — макролиды (эритромицин, сумамед, ровамицин).

  • Противовирусные если вирусная этиология. Рибавирин, римантадин.
  • Отхаркивающая терапия — бромгексин, мукалтин, амброксол.

  • Жаропонижающие — парцетамол.
  • Фитотерапия — отвары девясила, чабреца, мать-и-матчехи, душицы, корень солодки, багульник)

    Витаминотерапия показана при затяжном или тяжелом, осложненном течении ОПН.

    Биопрепараты (лакто-, бифидумбактрин, бактисубтил) показаны, если ребенок получает несколько курсов антибиотиков.

    Физиолечение. А) Ингаляции содовым, соляно-содовым растворами. Б) Теплолечение (озокеритовые и парафиновые апликации). В) Массаж, гимнастика, постуральный дренаж, вибромассаж.

Профилактика сводится к предупреждению любой респираторно-вирусной инфекции (закаливание, способствующее повышению холодовой выносливости ребенка, вакцинация во время эпидемии, интерферонопрофилактика, химиопрофилактика). В литературе имеются данные о высокой эффективности пневмококковых и гемофилезных вакцин для детей старше 2-х лет. Для профилактики внутрибольничных пневмоний необходимы госпитализация больных в боксированные палаты, частые проветривания палат, влажная уборка, гигиена персонала, устранение необоснованного применения «профилактических» курсов антибиотиков, борьба с инфекцией.

Диспансерное наблюдение . Под диспансерным наблюдением ребенок находится 10-12 месяцев. Дети до 3-х месяцев осматриваются 2 раза в месяц в первые 6 месяцев реконвалесценции, до года — 1 раз в месяц. Дети 1-2 лет — 1 раз в 1,5-2 месяца, старше 3-х лет — 1 раз в квартал.

Одно лишь упоминание о пневмонии обычно вызывает серьезную тревогу у родителей грудничков — и не без оснований. Дети первого года жизни страдают этим заболеванием в десятки раз чаще, чем школьники. "Пик" заболеваемости приходится на возраст от 3 до 9 месяцев. К сожалению, именно для грудничков пневмония представляет особую опасность: особенности их организма таковы, что при неправильном лечении воспалительный процесс быстро распространяется, может нарушиться работа других систем (мочевыделительной, нервной, пищеварительной), значительно уменьшаются и без того ограниченные дыхательные возможности легких.

Бронхиальное дерево потому так и называется, что похоже на настоящее дерево, только перевернутое. Его "ствол" — это трахея , которая разделяется на две мощные ветви — правый и левый главные бронхи , которые потом, уже в глубине легких, дробятся на все более тонкие веточки, только они окружены не листьями, а гроздями мельчайших пузырьков, называемыми альвеолами . Общее количество альвеол достигает сотен миллионов. В альвеолах и происходит газообмен: кислород из них поступает в кровь, а та, в свою очередь, отдает в альвеолы углекислый газ. У плода легкие находятся в нерасправленном состоянии. Когда малыш рождается и делает первый вдох, альвеолы наполняются воздухом, и легкие расправляются. К моменту рождения ребенка бронхиальное дерево уже сформировано: легкие, как и у взрослых, разделены на доли , а те, в свою очередь, — на сегменты . Правое легкое имеет 3 доли: верхнюю, среднюю и нижнюю, а левое — только две: верхнюю и нижнюю, однако объем легких примерно равный. Воздух лучше проходит в верхние сегменты легких, задненижние сегменты снабжаются воздухом хуже. Главные бронхи и крупные сосуды, входящие и выходящие из легких, образуют так называемые корни легких .

Альвеолы поддерживаются в расправленном, рабочем, состоянии с помощью специального поверхностно-активного вещества — сурфактанта , который в нужном количестве образуется в легких плода только в третьем триместре беременности. У детей, родившихся намного раньше срока, возникают трудности с дыханием; как правило, причина этого заключается в том, что из-за нехватки сурфактанта альвеолы легких еще не готовы к работе.

Пневмонии бывают разные

Пневмония (от греч. pneumon — легкие) — это острое инфекционно-воспалительное заболевание легочной ткани. Как правило, болезнь развивается постепенно. Сначала появляются общие симптомы недомогания: бледность, беспокойство, ухудшение сна, срыгивания, иногда — нарушение стула, снижение аппетита. Кроме того, отмечаются признаки инфекции дыхательных путей: затруднение носового дыхания, чихание, сухой, беспокоящий ребенка кашель. У больного может подняться температура. Однако "коварство" пневмонии — в том, что она протекает при невысокой (до 38°С) или даже при нормальной температуре тела. Через некоторое время появляется синева (цианоз) кожи в области носогубного треугольника, усиливающаяся при крике и сосании. Все эти симптомы должны насторожить родителей: при их появлении ребенка следует срочно показать врачу.

При дальнейшем развитии заболевания у ребенка учащается дыхание, может рушиться его ритм. Отмечается напряжение крыльев носа, которые становятся как бы неподвижными и бледными. Изо рта могут появиться пенистые выделения (чаще у детей первых трех месяцев жизни). Далее появляется "охающая" одышка, а крылья носа раздуваются. Появляются остановки дыхания (так называемые апноэ), которые у детей первых месяцев жизни особенно часты и продолжительны. Кожа больного ребенка приобретает сероватый оттенок. В патологический процесс вовлекается сердечно-сосудистая система, нарушается работа кишечного тракта. Появляются вялость, значительное снижение двигательной активности, может сохраняться беспокойство.

В зависимости от размера очага воспаления врачи выделяют следующие виды этого заболевания:

  • Мелкоочаговая пневмония у грудничков встречается чаще всего. Очаг имеет относительно небольшой размер, воспаление в легочной ткани развивается как продолжение воспаления в соответствующем этому очагу бронхе.
  • При сегментарной пневмонии воспаление поражает один или несколько сегментов легкого.
  • При крупозной пневмонии воспалительный процесс захватывает значительные отделы легочной ткани — одну или несколько долей. Эта форма заболевания протекает более тяжело.
  • Интерстициальная пневмония встречается довольно редко. В данном случае воспаление поражает не столько легочную ткань, сколько перегородки из соединительной ткани вокруг бронхов, альвеол.

Различают пневмонии острые (в этом случае заболевание длится до 6 недель) и затяжные, продолжительность которых более 6 недель.

С помощью фонендоскопа врач получает массу информации о биении сердца, дыхании ребенка. Выслушивание органов грудной клетки педиатр начинает с сердца. В этот момент осмотра врачу важно, чтобы ребенок не плакал, поскольку в этой ситуации тоны сердца значительно заглушаются. Сердце выслушивается главным образом по передней поверхности грудной клетки слева. Затем врач выслушивает дыхательную систему. У новорожденных детей дыхание часто очень тихое, его нюансы прослушиваются с трудом даже с помощью фонендоскопа. Поэтому педиатр может прибегнуть к хитрости — потереть малышу пяточку (надавливание на это место заведомо будет неприятно ребенку), после чего дыхание становится более глубоким и звучным. Плач ребенка, который всегда сопровождается глубоким дыханием, обычно помогает врачу.

Особенности пневмонии у детей раннего возраста

Воспаление легких обычно начинается на первой неделе острой респираторной инфекции. Хотя ОРЗ чаще имеют вирусную природу, на их фоне очень быстро "поднимает голову" бактериальная флора. Дело в том, что вирусная инфекция нарушает защитные барьеры дыхательных путей и легких, способствуя тем самым появлению очагов бактериальной инфекции; именно бактерии (например, пневмококки, стрептококки) и вызывают пневмонию. Бывает также вирусная пневмония, которую может вызвать вирус гриппа.

Развитию воспаления легких у детей первого года жизни способствует целый ряд факторов.

Прежде всего, это особенности органов дыхания грудничков . Короткие и узкие дыхательные пути, нежная и хорошо снабженная кровеносными сосудами слизистая оболочка облегчают распространение воспалительного процесса. Слабые движения грудной клетки, горизонтальное положение ребер предрасполагают к недостаточной вентиляции легких, особенно задних и нижних отделов. Застою крови в задненижних отделах легких способствуют также обильное кровоснабжение этого отдела легких и лежачее положение детей первых месяцев жизни. Недостаточная зрелость легочной ткани обусловливает развитие ателектазов (спадение и безвоздушность легочной ткани), в которых вольготно чувствуют себя микробы, что также приводит к воспалению.

Помимо анатомических особенностей, к факторам, способствующим развитию пневмонии у младенцев, можно отнести все, что так или иначе ослабляет защитные силы малыша: рахит, неправильное раннее смешанное и искусственное вскармливание, условия жизни, не учитывающие гигиенические потребности грудничка, острые респираторные инфекции, желудочно-кишечные заболевания и т.д.

Как распознать пневмонию

Успех лечения пневмонии во многом зависит от правильной диагностики. Однако поставить диагноз грудному ребенку не всегда просто, особенно в начальной стадии, которая практически совпадает с началом острой респираторной инфекции. И на этой начальной стадии заболевания очень важна своевременная консультация врача. Между тем бывает, что родители списывают недомогание ребенка на какие-то банальные причины (например, на прорезывание зубов) и начинают доморощенное лечение несуществующей болезни, подчас "смазывая" картину реального заболевания и еще больше затрудняя постановку диагноза. Повторим еще раз прописные истины: не давайте грудному ребенку лекарств без консультации врача. Это касается и жаропонижающих препаратов, и откашливающих средств, и тем более антибиотиков.

Правильно поставить диагноз врачу помогает не только тщательный осмотр, прощупывание и выслушивание, но также дополнительные методы исследования — рентгенография грудной клетки, общий анализ крови. Дело в том, что, отдельно взятые, осмотр и дополнительные обследования не гарантируют правильность диагноза. Только комплексная оценка состояния заболевшего малыша на основании всех перечисленных методов позволяет точно определить причину его недомогания.


Лечение пневмонии

Если заболевание протекает не в тяжелой форме, то лучше лечить ребенка в домашних условиях. При тяжелой форме болезни малыша придется положить в стационар, условия которого позволят проводить необходимые лечебные процедуры: инфузионную, дыхательную терапию (ингаляции кислородно-воздушной смеси, лекарств), в критических ситуациях — искусственную вентиляцию легких. К счастью, в большинстве случаев при своевременном распознавании болезни и вовремя проведенном лечении исход бывает благополучным.

Сегодня медицина располагает довольно мощным арсеналом лекарственных средств, позволяющих бороться с пневмонией. Основу лечения составляют антибактериальные препараты. Современная терапия также широко использует препараты интерферонов для повышения противовирусного иммунитета. Также применяются различные разжижающие мокроту, отхаркивающие и противоаллергические средства. Однако напомним, что назначить эти препараты, тем более маленьким детям, может только врач.

А что могут сделать родители для скорейшего выздоровления ребенка? Если лечение происходит в домашних условиях, необходимо регулярно проветривать помещение, менять положение тела ребенка, почаще брать малыша на руки, чтобы избежать застойных явлений в легких.

Следует помнить, что симптомы пневмонии исчезают быстрее, чем сам воспалительный процесс в легких. Поэтому незавершенное лечение может привести к рецидивам, обострениям болезни, а в некоторых случаях — к переходу острого воспалительного процесса в хронический, к формированию хронических бронхолегочных заболеваний.

Профилактика пневмонии

Залогом здоровья ребенка являются грудное вскармливание, профилактика рахита, общеукрепляющие массаж и гимнастика, закаливание (воздушные ванны и обтирание). В период эпидемий респираторных инфекций особенно важно ограничить контакт грудничка с посторонними людьми, даже с родственниками. Взрослым, которые живут в одной квартире с малышом, целесообразно сделать прививку от гриппа. В случае заболевания матери респираторной вирусной инфекцией необходимо продолжать кормление грудью, ибо с молоком ребенок получит противовирусные антитела. Единственным условием при этом является использование защитной маски. Даже прием матерью антибиотиков не является противопоказанием для грудного вскармливания, просто выбираются препараты, наиболее безопасные для ребенка.

Врожденная пневмония

В силу ряда обстоятельств (острые и хронические инфекционные и неинфекционные заболевания, недостаточная запирательная функция шейки матки у матери, длительный безводный промежуток в родах и т.д.) некоторые дети рождаются с воспалительными изменениями в легких. Иногда пневмония развивается у них вскоре после рождения. Особенно часто врожденная инфекция наблюдается у недоношенных детей, поскольку одной из основных причин преждевременных родов является инфицирование околоплодных вод и плода.

Заболевание протекает, как правило, тяжело. Поэтому выхаживание больных малышей проводится исключительно в отделениях патологии новорожденных или отделениях интенсивной терапии. Несмотря на то, что пневмония новорожденных — тяжелое заболевание, современные медицинские технологии позволяют успешно противостоять этой болезни. Среди них — массивная антибактериальная терапия, иммунотерапия, облучение гелий-неоновым лазером области проекции очагов пневмонии и т.д. После выписки из больницы ребенок обязательно должен получать препараты, нормализующие кишечную флору (бифидумбактерин, примодофилус), поливитамины. В этой ситуации грудное вскармливание тоже является лечебным средством.

Если ребенок перенес врожденную пневмонию, это отнюдь не значит, что воспаления легких будут неизбежно преследовать его всю жизнь. Однако вероятность частых заболеваний дыхательной системы у таких детей выше.

Для профилактики врожденной пневмонии женщине до зачатия или уже во время беременности необходимо провести лечение всех хронических очагов инфекции. Важное значение имеют также рациональное питание и здоровый образ жизни будущей мамы.

Альберт Антонов
Заслуженный деятель науки РФ,
профессор, д.м.н., руководитель отделения реанимации,
интенсивной терапии новорожденных
и выхаживания маловесных НЦ АГиП РАМН

Обсуждение

16.10.2006 19:32:52

Комментировать статью "Пневмония у детей первого года жизни"

Пневмония у грудничков. Симптомы воспаления легких у ребенка. Лечение пневмонии, возможные осложнения. Посмотрела ещё раз десять на компьютере, поставила диагноз- левосторонняя пневмония. в апреле сама отлежала с воспалением, старшая принесла из...

Обсуждение

У меня болел без признаков, лишь некоторая слабость, сто врачей слушали и никто не услышал, только рентген показал двустороннее прикорневое ((
Делали уколы

Вам нужно обязательно сделать рентген-обследование. Запросто может быть пневмония! И врачу на приеме очень конкретно все симптомы опишите. Действительно, может быть вчера ОРЗ, а сегодня - пневмония... Скорее всего(если диагноз подтвердится) назначат антибиотики.
Я сама болела пневмонией в зрелом возрасте. Делала ингаляции с эфирным маслом эвкалипта 7 дней! Пила мукалтин и галавит. Очень тяжелая болезнь, может быть даже следствием гриппа, который вы когда-то не долечили.

Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника, больница, врач, прививки. У дочери было воспаление легких...в 2.8 года(начиналось все с легкой температуры,насморка,небольшой кашель,потом температура 36.6 целый день,а на...

Обсуждение

У дочери было воспаление легких...в 2.8 года(начиналось все с легкой температуры,насморка,небольшой кашель,потом температура 36.6 целый день,а на следующий...температура 39-40 врач сказала делать ренген!!!Воспаление по ренгену ставят....Мы с Т.39 ездили делали ренген...так еще тетка в поликлийнике на ребенка в 2.8 года орала,что та не может стоять спокойно и поднять руки вверх и не дышать:)))Кашля как такового не было....Врач наша участковый сказала у дочки зубки режутся:)))получилось так что вынуждена была уехать по месту прописки в свой район и там вызывала врача...она мне и сказала про воспаление...а мы лечились от зубов:))))...

если сопли и кашель не проходят на а/б (а у вас уже 4-й день приема вроде) еще раз показаться ЛОРу, может надо сменить а/б, кровь вызывайте из дет. полки бесплатно обязаны прийти и взять, если педиатр отказывается идите к заведующей, но вообще достаточно, чтобы педиатр написал заявку

Как определить воспаление лёгких? Когда кашляю-с правой стороны в области лёгкого болит.Это уже повод для волнения?Бегом к доктору?Кашляю сильно,t-37.1. Пневмония у детей - опасное заболевание, которое большинству известно как воспаление легких.

Обсуждение

2года назад заболела,думала обычная простуда или вирус,как обычно лечилась чем знала,но прошло недели 2 с момента начала заболевания и начался кашель по ночам особенно сильный,а одну ночь не уснула вовсе кашляла так,что наизнанку выворачивало+ к утру так кашлянула,что выплюнула что то типа сгустка с кровь....немного,но тут я офигела и так испугалась,думала помираюююююю,побежала сразу к врачу,она прослушала меня и отправила на рентген,подозрение было на воспаление лёгких,при осмотре сунула мне градусник,я ещё помню,посмеялась,говорю нет у меня t,а оказалось 37.2... так что думаю стоит сделать вам рентген пролечиться,лучше скорее),это сделать себе во благо,Будьте здоровы....

27.01.2011 22:31:09, zebrrra

Только врачом и рентгеном определяется.
Нередко бывает, что пневмонию не слышно, но видно на рентгене. Крайне редко - слышно, но не видно.

Прикорневая пневмония... Всем привет. Ребенку почти 4 года.В февраля была очень высокая температура, кашель. Делали ренген грудной клетки. Поставили диагноз: прикорневая пневмония. Пропили два курса антибиотиков.Затем пропили иимунал и витамины.Вот уже...

Обсуждение

Не пугайтесь, дождитесь консультации врача. Судя по тому, что вы описываете версий много. Только запугаем, так как все изменения рентгенологические после проведения антибиотиков (если это пневмония была конечно) должны были в течении месяца регрессировать (проити или как минимум уменьшиться). Наберитесь терпения. Лучший вариант - это оставшийся пневмофиброз - уплотнение легочной ткани после прошедшей инфекции.

Снимки описаны рентгенологом?

Пневмония у детей: симптомы, профилактика и лечение. Пневмония у детей - опасное заболевание, которое большинству известно как воспаление легких. Ведущие мировые эксперты в области педиатрии, эпидемиологии и вакцинологии собрались на ежегодном... При воспалниях лёгких, туберкулёзе и спайках помогает экстракт личинок восковой моли, ещё в дражже выпускается. Это натуральный продукт с пасеки. Если остатки воспаления, то снимет, если спайки, то рассосутся. Не найдёте, можно мёд с алое.

И потом, курс антибиотика уже закончен, а в крови антибиотика ещё достаточно. Поэтому контрольные анализы и сдают не сразу, а после 2-3 недель. Может, просто надо подждать?

Мне кажется, в вашем случае надо подобрать восстановительную терапию, и всё пройдет.

Болеть может, тогда спайки (шварты) образуются, т.е. имело место воспаление плевры (локальное). Эффективна физиотерапия, только надо быть уверенным, что воспалительный процесс закончился. Горчичники и пр.прогревающие процедуры могут быть опасны: А)если еще воспаление Б)могут усилить образование соединительной ткани (спайки). Пульмоноглг не обязателен, вполне сгодится вменяемый терапевт плюс я бы не боялась сделать еще один рентген. Насчет ЛФКю Очень распространенное заблуждение, что шарик надо надувать. Надо из него вдыхать:) Т.е. задача - максимально долгое задерживание дыхания на максимальном вдохе, причем сопротивление при выполнении вдоха следует дозировать. А глубокий выдох (при надувании шарика) может быть очень неполезен в данной ситуации, т.к. увеличивая объем плевральной полости уменьшением объем легкого (выдох), постоянно травмируются образующиеся шварты и стимулируется, таким образом,чисто механически образование соед.ткани. Лен, правда, все-таки пневмонии это мой сухарик. Хочешь, я тебе дых.тренажер принесу? Только встречаться могу в центре.

Обсуждение

Здравствуйте!, у моей дочки пневмония односторонняя, ей месяц, она лежит в реанимации уже 6 день но одышка не проходит, через какое время проходит это одышка,?

17.02.2019 20:56:34, Сагова Тома

Лежали в з-х больницах с крупом в инфекц. отд.- Святого Владимира - не понравилось, дневное пребывание мамы, поэтому пришлось спать на 3-х стульях, на третий день ушли под расписку,боксы без удобств на 3 детей, Тушинская 7 - лежали неделю назад, кроме ингалляторов ничего не понравилось, боксы на 1 или 2 детей, лежать с мамами,ванная, туалет тут же, все остальное просто беда,все что нельзя то за деньги,выйти нельзя, еда хуже чем везде, Морозовская - понравилось, если можно так сказать, больше всего, боксы для 1-2 детей, мама с ребенком,ванначя, туалет, аптека на территории, сбегать в сон можно или в буфет, магазин, передачи в любое время, .Везде не сахар, но в 7 и Св.Вл. больше не поеду, а в Мороз. ездили уже 2 раза.

01.12.2003 19:31:10, L Irina